Нормативные правовые акты
Всеобщая декларация прав человека.
Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования.
Конвенция о правах ребенка.
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Конвенция МОТ № 29 о принудительном и обязательном труде.
Стратегия ЮНЕСКО по правам человека.
Конституция Российской Федерации.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Трудовой Кодекс Российской Федерации.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации.
Закон Пензенской области «О реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка в пензенской области».
Устав МОУ лингвистической гимназии № 6 г. Пензы
Кодекс этики МОУ лингвистической гимназии № 6 г. Пензы
Школа несет ответственность за:
Ø качество обучения, т. е. она обязана полностью выполнить образовательные программы.
«…реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников». (Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 3)
1. «...самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты...» (Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 2.14)
2. «...подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации...» (Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 2.4);
Ø жизнь и здоровье учащихся в то время, когда идет образовательный процесс, т. е. во время уроков, во время проведения воспитательных мероприятий.
С формальной точки зрения отвечает за жизнь и здоровье ребенка в то время, пока он находится в здании школы: «жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса» (Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п.)
Ø соблюдение прав и свобод ученика: «нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения» (Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 3);
Ø создание условий, которые гарантируют охрану и укрепление здоровья учащихся:
«...создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения...» (Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 2.19)
«...образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения» (Закон РФ «Об образовании» ст. 51, п. 1);
Ø предоставление родительской общественности ежегодного финансового отчета:
«...предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств...» (Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 2.3)
Права работников образовательных
учреждений:
В Конституции Российской Федерации преподавание отнесено к творческой деятельности (А, 1–44). Как творческая деятельность оно разрешается по совместительству с выборными должностями в представительных органах власти, судах и даже на государственной службе.
Право на свободу преподавания закреплено в Конституции Российской Федерации (А, 1–44).
Ø на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учеников (А, 2–55; Б, 61–61).
Ø на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя (Б, 61–61);
Ø на защиту профессиональной чести и достоинства;
Обязанности работников образовательных учреждений:
Ø стремиться к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы;
Ø проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и взрослыми, выходящих за рамки плана образовательного учреждения;
Ø уважать личность ребенка, его права на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения их человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;
Ø проходить периодические бесплатные медицинские обследования;
Ø принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися (А, 2–15; Б, 61, 70–74).
Ответственность работников образовательных учреждений
За нарушение норм профессионального поведения преподаватели и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут административную и уголовную ответственность.
Основания прекращения трудового договора предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации без согласия профсоюза до истечения срока действия трудового договора являются:
Ø повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;
Ø применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью ученика;
Ø появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
За нарушение норм профессионального поведения и Устава учреждения предусматриваются также другие дисциплинарные меры; дисциплинарное расследование проступка может производиться только по письменной жалобе, копия которой должна вручаться педагогическому работнику. Ход расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью или при необходимости защиты интересов учеников (Б, 61–47; А, 2–55).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность (А, 5–156).
Права родителей (законных представителей)
Права родителей заложены в Уставе школы, где учится ребенок (в главе Устава «Участники образовательного процесса»).
а) принимать участие в управлении школой;
б) выбирать формы обучения своего ребенка;
в) защищать права и интересы ребенка;
«Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением». (Закон РФ «Об образовании», ст. 52, п. 1);
«Участие родителя в управлении школой может быть осуществлено: в праве свободного выражения своего мнения на классных и общешкольных родительских собраниях; в возможности быть избранным в Совет школы или попечительский совет; в праве давать свои предложения по улучшению организации учебно-воспитательного процесса»;
г) знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости своего ребенка;
«Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся». (Закон РФ «Об образовании», ст. 15, п. 7).
Родители могут познакомиться с программой обучения ребенка, особенностями учебно-воспитательного процесса, содержанием образования во время бесед с учителями по различным предметам, на классных и общешкольных родительских собраниях, лекциях по родительскому всеобучу. С оценками знаний ученика родители знакомятся по дневнику своего ребенка. Желательно периодически встречаться с классным руководителем ученика и проверять оценки его успеваемости по журналу;
д) обучать своего ребенка в семье, а также на любом этапе обучения возвращаться в школу;
«Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении». (Закон РФ «Об образовании», ст. 52,
п. 3)
е) знакомиться с основными учредительными документами школы;
«При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на образовательную деятельность, свидетельством о государственной аккредитации». (Закон РФ «Об образовании», ст. 16,
п. 2)
ж) обращаться в аттестационную службу с рекламацией на качество образования;
«Родители (законные представители) имеют право требовать от государственной аттестационной службы направления рекламации на качество образования или несоответствие образования требованиям государственного образовательного стандарта по «решению общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся образовательного учреждения»; (Закон РФ «Об образовании»,
ст. 38, п. 1, 2.1).
з) «Родители (законные представители) имеют право оказывать «добровольные пожертвования и целевые взносы»... (Закон РФ «Об образовании», ст, 41, п. 8);
и) «Другие права и обязанности родителей (законных представителей) могут закрепляться в заключенном между ними и общеобразовательным учреждением договоре в соответствии с уставом учреждения». (Типовое положение об общеобразовательном учреждении,
п. 61).
Обязанности родителей (законных представителей)
С 15 сентября 1990 года наша страна присоединилась к Конвенции о правах ребенка ООН. Правила Конвенции имеют преимущество перед нашими внутренними законами.
а) «Родители обязаны защищать ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного, грубого обращения, эксплуатации и самим не допускать эти нарушения прав, включая отсутствие заботы о ребенке». (Конвенция о правах ребенка, ст. 19);
б) Родители отвечают за: a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека; c) воспитание уважения к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.(Конвенция о правах ребенка, ст. 29)
в) «Родители и лица, их заменяющие, несут ответственность: 1) за злостное невыполнение обязанности по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей; 2) за потребление ими наркотических веществ без назначения врача или за совершение ими других правонарушений; 3) за мелкое хулиганство или хулиганство, совершаемое подростками в возрасте до 16лет». (Кодекс РФ об административных правонарушениях, ст. 6; Федеральный закон №116-ФЗ)
г) «Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения».
(Закон РФ «Об образовании», ст. 52, п. 2);
д) «Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования». (Закон РФ «Об образовании», ст. 52, п. 4);
е) «Родители... несут ответственность за... создание необходимых условий для получения детьми образования». (Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 60);
ж) Родители учащегося, переведенного в следующий класс «условно», несут «ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение следующего учебного года». (Закон РФ «Об образовании», ст. 17, п. 4)
Права учащихся
а) получение бесплатного общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
«Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования... в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов». (Закон РФ «Об образовании», ст. 5, и. 3; Конституция Российской Федерации. ст.43);
б) обучение по индивидуальным учебным планам и ускоренный курс обучения;
в) бесплатное пользование библиотечным фондом;
г) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
д) участие в управлении учреждением;
е) уважение человеческого достоинства, свободу совести и получение информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений;
«Обучающиеся всех образовательных учреждении имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений». (Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п.4)
ж) свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
«Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом».
(Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 16)
з) добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой;
«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». (Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 14)
и) добровольное вступление в любые общественные организации;
«Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются». (Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 15; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
к) защиту от применения методов физического и психического насилия;
«Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается» (Закон РФ «Об образовании», ст. 15, п. 6);
л) условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;
«Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения» (Закон РФ «Об образовании», ст. 51, п. 1);
м) Трудовой кодекс РФ, предусматривает возможность применения к учителю или воспитателю, допустившему психическое или физическое насилие, такой меры наказания, как увольнение с работы:
«...применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника...»
(ст. 336 Трудового кодекса РФ) (Закон РФ «Об образовании», ст. 56, п. 3.2)
Обязанности учащихся
«Обучающиеся обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения; добросовестно учиться; бережно относиться к имуществу учреждения; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников; выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка». (Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)
Расшифровывая обязанность «добросовестно учиться», считаю необходимым подчеркнуть, что это значит:
- в полном объеме освоить учебные дисциплины, предусмотренные учебным планом;
- вовремя и успешно пройти промежуточные и итоговые аттестации.
Фактически пункт 57 «Типового положения об общеобразовательном учреждении» имеется в Уставе гимназии. А грубое нарушение Устава может поставить под вопрос пребывание учащегося в стенах гимназии. Таким образом, закон предоставляет учащемуся большие права, но они неразрывно связаны с его обязанностями. Типовое положение об общеобразовательном учреждении — п. 51, 57.