Урок литературы в 6 классе
«Рождественская проза.
Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке»
Формируемые УУД:
Личностные универсальные учебные действия
формировать нравственно- эстетические ценности
устанавливать связи между учебной деятельностью и мотивом
Регулятивные универсальные действия
учить планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозировать
учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы
Коммуникативные универсальные учебные действия
|
Развивать внимание учащихся Обучать умению слушать и воспринимать содержание текста и объяснения учителя или ответ ученика Развивать монологическую, диалоговую речь, учить ставить вопросы Учить правилам участия в коллективной деятельности Учить способам взаимодействия, сотрудничества |
|
Задачи: Уделять на уроке основное внимание процессу чтения Находить в тексте конкретные факты, сведения Определять тему и главную мысль текста Обучать продуктивным методам работы с художественным текстом
I. Вступительная часть урока: работа с презентацией. Прогнозирование содержания рассказа по названию (ассоциативные ряды). Слайд 1 презентации 1) Рождество… Какие представления у вас связаны с этим словом? Слайд 2 2) Почему именно так называется рассказ Достоевского? Что может произойти в рассказе под таким названием? Какие события, на ваш взгляд, могут быть описаны в рассказе?
II. Основная часть урока: чтение с остановками ( работа с художественным текстом). Чтение учителем 1 абзаца текста и беседа с учащимися по вопросам. 1) Что настораживает вас после прочтения 1 абзаца? 2) Какие слова вызвали эту настороженность? («огромный город», «ужасный мороз»). Чтение 2 и начала 3 абзаца текста и беседа с учащимися по вопросам. 1) «Господи, какой город!» Что заставило малыша так воскликнуть? Чтение 3 абзаца до слов «Мимо прошёл блюститель порядка и…» 1) Что сделал блюститель порядка, увидев маленького мальчика совершенно одного в огромном городе? Ваши предположения? (предположения учащихся) Учитель продолжает чтение предложения: «… и отвернулся, чтоб не заметить мальчика». Учитель читает 4 абзац до слов «…он отворил дверь и вошёл…» 1) Что произошло дальше? Как вы думаете? (предположения учащихся). Учитель читает 4 абзац до слов «… а как вдруг догадался совсем, что это куколки, - вдруг…» 1) Что сделал мальчик? Ваши предположения (предположения учащихся). Учитель дочитывает предложение до конца: « вдруг рассмеялся». 1) Почему? (предположения учащихся). Учитель продолжает чтение 4 абзаца до слов «… кто-то схватил его за халатик…» 1) Кто схватил мальчика за халатик и что сейчас произойдёт? (предположения учащихся). Учитель дочитывает абзац до конца со слов «… большой злой мальчик…» Чтение 5 абзаца до слов «… а сам отдышаться не может от страху и вдруг…» 1) Что произойдёт дальше? (предположения учащихся). Учитель дочитывает предложение до конца «… совсем вдруг, стало ему так хорошо» Читает 5 абзац до слов «…у которых там нет своей ёлки…» 1) Там – это где? О каком месте идёт речь? (о земле) Чтение «И узнал он…» 1) Что же узнал мальчик? (предположения учащихся). Чтение 5 абзаца «что эти мальчики и девочки…» до конца «… оба свиделись…» 1) Где свиделись мальчик и его мама? (в раю) Учитель дочитывает до конца «… у Господа Бога в небе» Чтение 6 абзаца. 1) Прочитан последний фрагмент рассказа, в котором уже сам автор, Ф.М. Достоевский, задаёт нам , читателям, вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник? » Что вы, ребята, ответите писателю-гуманисту?
III. Рефлексия. Слайд 3 презентации 1) Ваши впечатления от прочитанного в классе рассказа напишите на стикерах и приклейте к доске. IV. Домашнее задание. Прочитайте рассказ дома и задайте Достоевскому по тексту произведения три вопроса, которые вас очень волнуют.
|
|
|