Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Урок по физике в 7 классе по теме Плавание тел

Конспект урока по теме: “Плавание тел”.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: выяснение условий, при которых тело в жидкости а)тонет, б) плавает, в)всплывает.

Задачи:

1)      Образовательные:

·          обобщить и систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела,

·          выяснить условия плавания тел, опираясь на понятие о выталкивающей силе и силе тяжести,

·          сформировать умения объяснять причины появления выталкивающей силы, производить расчет и измерение  её опытным путем,

2)      Развивающие:

·          расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике,

·          развить способность к анализу и творческую активность, умение логически мыслить,

3)      Воспитательные:

·          воспитать самостоятельность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели.

Оборудование: мензурки, пробирки, медный цилиндр, кусок пластилина, парафин, стаканы с водой и маслом, динамометры, компьютер, проектор.

План урока.

1.       Организационный момент.

2.       Постановка учебной проблемы.

3.       Актуализация знаний.

4.       Проведение фронтального эксперимента (изучение нового материала)

5.       Закрепление.

6.       Подведение итогов урока

Ход урока.

I.         Подготовка класса к изучению новой темы. Мобилизация внимания учащихся

II.      Сегодня на уроке мы с вами обобщим наши знания о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела, выясним условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести. Но сначала мы повторим ранее изученный материал. Итак приступим.

III.   Один учащийся решает задачу у доски.

№627 (Лукашик)

Дано

Формулы

Вычисления

a=4 м

b=0,3 м

c=0,25 м

Vпогр.ч.тела=0,5V

ρж=1000кг/м3

g=10 Н/кг

FAжgVпогр.ч.тела

Vпогр.ч.тела=0,5abc

FA=0,5ρжgabc

 

FA=0,5*1000*10*4*0,3*0,25=

=1500 (Н)=1,5(кН)

Ответ: 1,5 кН

FA-? (кН)

 

Остальные отвечают на вопросы:

1)      Какие силы действуют на тело, находящееся в жидкости?

2)      Как направлена архимедова сила? Как направлена сила тяжести?

3)      От каких величин зависит значение архимедовой силы?

4)      Как подсчитать архимедову силу?

5)      Как подсчитать силу тяжести?

6)      В сосуд с жидкостью погружены три железных шарика равных объемов. Одинаковы ли силы, выталкивающие шарики?

7)      Кусок мрамора весит столько, сколько весит медная гиря. Какое из этих тел легче удержать в воде?

8)      Почему выталкивающая сила, действующая на одно и то же тело, в газах во много раз меньше, чем в жидкостях?

IV. Ребята, вы когда-нибудь задумывались о том, почему некоторые тела могут плавать в жидкости, а другие тонут?

Сегодня в конце урока мы сможем ответить на этот вопрос. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 1)

Какая цель нашего урока? (Слайд 2)

Для реализации данной цели мы разделились на группы. На столе у каждой группы находится оборудование и листок с заданием (Задания для групп), на выполнение которого отводится 10 минут. Затем один представитель от каждой группы доведет до сведения остальных результаты и выводы, которые получили в ходе эксперимента.

Результаты нашей деятельности будем заносить в таблицу, которая есть на маршрутном листе. (Маршрутный лист)

 

Переходим к обсуждению результатов. Представитель от каждой группы выходит к доске и делает вывод. Задание группы представлено на слайде. (Слайд 5,6,7,8,9)

Выступления 1 и 2 группы: записывают в таблицу числовые значения силы тяжести и силы Архимеда  и делают вывод.

Учитель (после выступления 2 группы): средняя плотность живых организмов, населяющих водную среду, близка к плотности окружающей их воды (Слайд 10). Это и делает возможным их плавание под водой. Большую роль в передвижении рыб играет плавательный пузырь. Меняя объем этого пузыря, рыба способна как увеличивать, так и уменьшать действующую на неё выталкивающую силу.

А теперь 3 группа нам расскажет об условиях, при которых тело плавает на поверхности.

Выступление 3 группы. Запись последней строки таблицы.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили условия плавания тел.

Скажите, а вы знаете, из чего делают корабли? (Слайд 11)

Учащиеся: из металла.

Учитель: А как ведет себя металл в жидкости?

Учащиеся: тонет.

Учитель: а почему же тогда плавают корабли? На этот вопрос нам поможет ответить 4 группа.

Выступление 4 группы: чтобы заставить кусок пластилина плавать, мы сделали из него коробочку, и она плавает. У неё больше объем, чем у куска пластилина, и значит больше сила Архимеда.

Учитель: в судостроении используют тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу.

Про ещё один способ увеличения силы Архимеда нам расскажет 5 группа.

Выступление 5 группы: чтобы картофелина плавала нужно насыпать соли в воду. У соленой воды увеличилась плотность, и она стала сильнее выталкивать тело, так как с увеличением плотности жидкости, увеличивается сила Архимеда.

Учитель: итак, чтобы заставить плавать тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменится и сила Архимеда. Запишем это под таблицей.

 

V.     Домашнее задание параграф 50, упр. 25 (2,4,5)

VI. А теперь проверим, как вы усвоили сегодняшний материал.

(class-fizika.narod.ru  Тесты по физике 7 класс Плавание тел)

1)      Как вы думаете, какое положение займет парафиновая свечка в воде, керосине и машинном масле? Перетащите её на правильное место в жидкости.

2)      В сосуде плавает кусок льда. Как изменится уровень воды в сосуде, когда лед растает? Посмотрите все анимации и выберите верную.

3)      Как вы думаете, какое положение займет деревянный брусок в воде, масле и смеси воды и масла?

4)      В сосуде находится вода и керосин, несмешиваемые между собой. В сосуде плавает деревянный брусок. Что произойдет с бруском, если из сосуда откачать керосин?

5)      В сосуд налиты три несмешивающиеся между собой жидкости: вода, керосин и ртуть. В каком порядке они расположены?



Возврат к списку