Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Стратегии смыслового чтения

Стратегии смыслового чтения

 (По Л.П. Сметанниковой)

Мозговой штурм

Этап: предтекстовый

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта по предложенной теме

Учитель собирает все ассоциации учеников по заявленной теме, проблеме, делит по концептам. После чтения текста сравнивается информация текста и возникшие перед чтением ассоциации.

Глоссарий

•      Этап: предтекстовый

•      Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой

Учитель предлагает список слов, которые могут быть связаны с текстом, ученики доказывают необходимость или необязательность данных слов. После прочтения текста анализируется значение и употребление слов в тексте.

Соревнуемся с писателем

•      Этап: предтекстовый

•      Цель: мотивировать на прочтение

Учитель перелистывает страницы книги, демонстрируя иллюстрации, предлагая ученикам выстроить свой сюжет книги.

 

 

Рассечение высказывания

•      Этап: предтекстовый

•      Цель: смысловая догадка о содержании текста на основе анализа его заглавия

Прочитайте заглавие и разделите его на возможные смысловые блоки.  О чём, как вы думаете, пойдёт речь в тексте?

Рассыпанный текст

•      Этап: текстовый

•      Цель: восстановить авторский текст, раскрыть авторское послание

Собрать рассыпанные части текста, обосновать последовательность частей, раскрыть замысел автора.

Чтение с остановками

•      Этап: текстовый

•      Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения

Чтение текста с остановками, во время которых учитель задаёт вопросы на проверку понимания или прогнозирование последующего содержания.

 

 

 

Деление на абзацы

•      Этап: текстовый

•      Цель: обучение умению видеть логику в развитии мысли

Деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.

Конспектирование

•      Этап: текстовый

•      Цель: обучение умению выделять главную мысль

Составление кратких записей по содержанию прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать информацию для дальнейшего использования.

Попеременное чтение вслух

•      Этап: текстовый

•      Цель: проверка понимания читаемого вслух текста

Текст читается вслух по очереди по абзацам. Слушающие задают чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Потом текст передаётся другому чтецу.

Отношения между вопросом и ответом

•      Этап: послетекстовый

•      Цель: обучение пониманию текста

Где находится ответ?

В тексте (в одном или нескольких предложениях). Ответ надо сформулировать. Ответ может содержаться в подтексте или в голове читателя, при этом ответ надо искать в собственных знаниях, опираясь на текст.

Алфавит

•      Этап: предтекстовый, послетекстовый

•      Цель: мотивировать на прочтение и анализ текста

На предложенной учителем карте алфавита написать разные понятия, связанные с темой, проблемой текста

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

э

ю

я

 

Список тем

•      Этап: послетекстовый

•      Цель: обучение интерпретации текста, обобщению содержания

Из списка тем, сформулированных учителем, ученик самостоятельно выбирает одну для раскрытия, близкую к личностной интерпретации текста. Можно добавлять темы, если ученик обоснует их существование.

 

Цитаты

•      Этап: послетекстовый

•      Цель: привлечь внимания к языковым особенностям текста

Кто это сказал? О ком это говорится? Что описывается? Соедините цитату и явление из текста.

Загадки

•      Этап: послетекстовый

•      Цель: проверка знания текста

«И тогда мальчик делает странную вещь, которая успокаивает волка, внушает ему доверие» Что он делает?

Доклад и рецензия

•      Этап: послетекстовый

•      Цель: обучение интерпретации текста

Доклад – информационный, фактуальный текст, достаточно объективный, не содержащий личностных оценок (делается по определённому плану).

Рецензия – это мнение о тексте. Оценочные суждения присутствуют в каждом пункте плана.

Перекодирование информации

•      Этап: послетекстовый

•      Цель: обучение интерпретации текста

 

Перенос информации из одной формы в другую, из вербальной  -  в невербальную и наоборот. (Текст, предложение, слово… в  картинку, жест, схему…)

 


Возврат к списку