Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Метод проектов как оптимальная технология формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка

Метод проектов как оптимальная технология формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (на краеведческом материале)

 

С.А.Кочергина

учитель английского языка

 

 

Содержание:

 

1.      Введение…………………………………………………………………………….стр.2   

2.      Формирование УУД с помощью метода проектов………………………………стр.4

3.      Краеведческий аспект в работе над проектом……………………………………стр.7

4.      Литература………………………………………………………………………….стр.14

5.      Приложения

·              Приложение 1: План подготовки к проектной работе; Правила презентации для ученика; Критерии оценки (самооценки) проектной работы; План-набросок проекта «Penza – Home, Sweet Home»

·             Приложение 2: Анкета для учащихся

·              Приложение: 3 Циклограмма проведения проектной недели

·              Приложение 4: Заявка

·              Приложение 5: Проектная работа «PenzaHome, Sweet Home»

  

  

Введение

            В связи с внедрением в систему образования новых федеральных государственных стандартов, реализация развивающего потенциала учащихся приобретает особую задачу. Актуальной проблемой «становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин".

Обучение иностранному языку является одним из важных направлений модернизации современного школьного образования. Обществу XXI века требуются люди, владеющие языком на практическом уровне, основы чего, несомненно, закладываются в школе. Первостепенной задачей учителя иностранного языка является формирование мотивации изучения языка и развития коммуникативной компетенции в межличностном общении.

Межличностное общение представителей различных языков и культур может быть реализовано, если коммуниканты будут интересны друг другу, если они будут устремлены к одной цели – взаимопониманию, взаимообогащению средствами межкультурной коммуникации.

Как утверждают ряд лингводидактов (Н.В. Барышников, Р.Д. Гальскова и другие), чтобы быть интересным партнером по межкультурной коммуникации, необходимо знать и понимать свою национальную культуру. В межличностном диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, этот пласт культуры, краеведение, выступает в качестве реального и конкретного средства реализации принципов этнолингводидактики.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена:

·        возрастающими требованиями к уровню овладения иностранным языком и межкультурной коммуникацией учащимися современной средней общеобразовательной школы;

·        повышенным интересом к поиску эффективных средств обучения иностранному языку и межкультурной коммуникации;

·        необходимостью формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Данные задачи невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остается объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу «учиться», т.е. «учить себя» не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать и пользоваться ими, включать в различные сферы жизни и общества.

Все изложенное определило выбор темы настоящего исследования «Метод проектов как оптимальная технология формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (на краеведческом материале).

Цель исследования заключается:

·        в обосновании использования в качестве уникального дидактического средства краеведческих материалов в процессе обучения иностранным языкам и межкультурной коммуникации учащихся в рамках реализации ФГОС;

·        в разработке системы проектных заданий, направленных на формирование УУД.

Для реализации основной цели исследования были поставлены следующие частные задачи:

·        провести анализ краеведения как средства формирования лингвистически интересной личности школьника;

·        проанализировать межпредметные связи в обучении иностранному языку и межкультурной коммуникации;

·        обосновать лингводидактические принципы использования метода проектов и краеведческих материалов в обучении иностранному языку и подготовке учащихся к реальной межкультурной коммуникации;

·        в процессе обучения проверить эффективность учебного пособия «Russia in Detail» как средства повышения мотивации обучения и подготовки учащихся к реальной межкультурной коммуникации;

·        апробировать эффективность использования метода проектов в формировании личностных, регулятивных, общепознавательных и коммуникативных УУД.

Объектом исследования является процесс формирования УУД и межкультурной коммуникации средствами методов проектов.

Предмет исследования – использование краеведческих материалов о г. Пензе и Пензенской области в обучении иностранному языку как средство формирования готовности к реальной межкультурной коммуникации.

Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: процесс преподавания иностранных языков будет более эффективным, а готовность учащихся к реальной межкультурной коммуникации будет в значительной мере повышена, если в учебном процессе использовать краеведческие материалы на иностранном языке, овладение которыми позволяет учащимся быть интересными коммуникантами для своих потенциальных партнеров по межкультурной коммуникации.

В ходе написания работы использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; изучение, обобщение и внедрение передового отечественного и зарубежного опыта в практику преподавания иностранного языка; включенное наблюдение за процессом обучения; сравнительное изучение различных подходов, инструментов к предмету исследования.

Методологической и теоретической базой исследования послужили труды таких специалистов, исследовавших методику, содержание и средства обучения иностранным языкам и межкультурной коммуникации, а также, в частности, рассматривавших краеведение в качестве дидактического и воспитательного средства в средней школе как В.П. Беспалько, И.Л. Бим, М.Л. Вайсбурд, Г.В. Рогова и другие.

При рассмотрении проблем обучения иностранным языкам и межкультурной коммуникации мы опирались на труды таких отечественных авторов как Е.М. Верещагин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, Е.С. Полат и другие.

Практическая значимость работы состоит в создании и опытной апробации системы проектов с использованием краеведческих материалов, как лингводидактического сопровождения в обучении иностранному языку.

 

 

 

Формирование УУД с помощью метода проектов

В настоящее время существует множество педагогических технологий, применение которых позволяет учителю развить способность ученика к самостоятельному освоению новых знаний, формированию универсальных учебных действий.

Технология проектной деятельности давно получила и заслужила признание среди учителей-предметников, а среди учителей иностранного языка стала одной из актуальных и эффективных технологий в обучении учащихся.

Современная трактовка под методом проектов подразумевает совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Понимая, что проект – это комплексное понятие, мы разложили его в виде ПРОЕКТНОЙ ЛЕСТНИЦЫ:

1.                      Проект – это деятельность, а, значит, «система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, своё развитие» (А.Н. Леонтьев).

2.                      Проект – это целесообразная деятельность, а значит, замысел сообразуется с интересами учеников.

3.                      Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы, а значит, необходима такая «целесообразная» проблема.

4.                      Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы и практическая реализация результатов, а, значит, значимый для ученика или социума, продукт.

5.                      Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы и практическая реализация результатов, организуемая в режиме совместной групповой работы.

6.                      Проект – это целесообразная деятельность по решению проблемы и практическая реализация результатов, организуемая в режиме совместной групповой работы (более эффективный вариант) при сопровождении педагога.

7.                      Кроме того, в процессе практической и теоретической деятельности происходит приобретение учеником собственного знания, «конструирование» его. Это знание становится ЕГО знанием, а не абстрактной мыслью.

Эти семь ступеней делают метод проектов привлекательным при обучении языку и культуре межличностного общения, потому что он прекрасно укладывается в новую парадигму образования, направленную на системно–деятельностный подход и формирование УУД.

Для того чтобы грамотно и качественно выполнить проектную работу, учащийся должен обладать следующими универсальными учебными действиями:

1) познавательными:

  • работать с прочитанным текстом, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
  • осуществлять информационный поиск;
  • выделять, обобщать, фиксировать необходимую информацию;
  • пользоваться логическими действиями анализа, сравнения, синтеза;
  • строить собственное высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
  • самостоятельно работать с источниками для получения нужной информации;
  • контролировать и оценивать результаты своего труда.

2) коммуникативными:

  • точно выражать свои мысли;
  • участвовать в обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи, грамотно оформлять её; обладать переводческой компетентностью;
  • уметь ставить вопросы с целью получения дополнительной информации;
  • уметь высказывать свое мнение, спрашивать мнение других;
  • уметь эффективно сотрудничать при выполнении совместной работы, уважать мнение других.

3)регулятивными:

  • самостоятельно ставить цели, видеть пути их достижения;
  • соотносить свои действия с результатами, проводить контроль своей выполненной работы, уметь корректировать свои действия;
  • оценивать правильность выполнения задачи, свои пути её решения;
  • уметь производить самоконтроль, самооценку своей деятельности.

Проект – это продуктивная деятельность. Заинтересованность ученика (мотивация) + целенаправленность + конструирование и простраивание своей деятельности = качественный и полезный продукт. В процессе проектной деятельности происходит усвоение информации, освоение знаний и их присвоение.

Можно сказать, что проект – это событие, а точнее СО – бытие, это нечто значимое, что планируешь и чего добиваешься в СО - трудничестве, в СО - действии, в СО- переживаниях, в СО – обществе.

Общая работа учащихся над проектом дает им возможность проявить собственное креативное видение процесса и результата работы, создать свой проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новый учебный материал, дополнительное пособие по изученной теме). Важным фактором является то, что все необходимые знания или сведения должны добываться самими учащимися, а учитель в совместной работе с учащимися становится организатором, помощником, корректором.

Метод проектов воспитывает такие важные качества для современного человека и так необходимые для профессиональной деятельности, как коммуникабельность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, умение работать в команде, толерантность, а также раскрывает творческие и организаторские способности.

При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя и т.д.). Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества — одно из основных направлений социализации личности.

Таким образом, включение учащихся в проектную деятельность, типичную для возрастных особенностей учащихся (на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе – творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе – исследовательские, информационные, социально значимые проекты) создает условия для оптимизации работы по формированию УУД и развития коммуникативной активности учащихся.

 

  

Краеведческий аспект в работе над проектами

 

Очень важным этапом в проектной методике является выбор темы проекта и материала для его подготовки. В этой связи наибольшую ценность представляет тот материал, который приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся и позволяет им оперировать в учебной беседе теми сведениями и фактами из своей жизни, которые способствуют формированию и закреплению у них навыков общения на изучаемом языке. Таким материалом, развивающим познавательный интерес, на наш взгляд, является краеведческий материал.

Вопрос использования краеведческого материала на уроках иностранного языка актуален. Использование местного и регионального материала расширяет кругозор учащихся, повышает уровень мыслительной деятельности, активизирует их познавательно-поисковую деятельность, помогает в выборе профессии и является одним из средств положительной мотивации учения. Не зная своей родной культуры, не любя ее, нельзя понять и полюбить другую культуру. Только тот, кто чувствует красоту, силу и богатство родного края, кто знает и почитает обычаи и традиции своего народа и бережно относится к ним, может понять и уважать культуру других народов.

В результате проведенного анализа нами было установлено что, обладая в определенной степени знаниями краеведческого содержания, учащиеся испытывают затруднения в презентации этих знаний на иностранном языке. Результаты анкетирования учащихся обусловили содержание, методы и алгоритм проектной работы с материалом.

В гимназии накоплен определенный опыт преподавания английского языка по УМК для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка под редакцией О.В. Афанасьевой. При организации работы по системе проектов, чтобы обеспечить содержательное единство тем и единую направленность проектной деятельности учащихся, нами была разработана примерная тематика проектов о городе Пензе к учебно-методическим комплектам на различных этапах обучения.

Для усиления краеведческого потенциала преподавания педагогами гимназии были разработаны дополнительные учебные пособия:  Потяевой Е.Е. «Way Into Russia» - для  учащихся 5 – 7 классов,  Горячкиной Н.И. « Russia In Details, Part II» - для  учащихся 8 – 9 классов,  Кочергиной С.А. « Russia In Details, Part III» для  учащихся 10 – 11 классов. Краеведческие материалы этих пособий стали составной частью географических, исторических, биологических, литературных, искусствоведческих и других сведений о родном крае. Работая с данными пособиями, учащиеся также знакомятся с английскими обозначениями русских реалий. 

Этап обучения

Раздел учебника

Материал пособия

Вид проекта

Тема проекта

5 класс

урок 3

Way Into Russia, стр.56

Сообщение в школьную газету

Экскурсия в Тарханы

урок 5

Way Into Russia, стр.4-7

Энциклопедическая справка

Символы Пензы

урок 6

Way Into Russia, стр.28-29

Презентация

Достопримечательности родного города

урок 19

 

Презентация

Спорт в Пензе. Выдающиеся спортсмены Пензы

6 класс

раздел 1

Way Into Russia, стр.62-67

Дневник наблюдений

Погода в Пензе

раздел 2

Way Into Russia, стр.62-67

Книга природы

Природа родного края

раздел 5

 

Листовка

Поможем родной природе

7 класс

раздел 3

Way Into Russia, стр.28-29

Стенгазета

Театр драмы
им. Луначарского

раздел 6

Way Into Russia, стр.28-29

Презентация

Библиотека

им. М.Ю. Лермонтова

раздел 8

 

Презентация

Музыкальная жизнь

в Пензе

8 класс

раздел 1

Russia In Details, Part II, стр. 49-50

День открытых дверей

Родная школа

раздел 2

 

Пресс- конференция

Ярмарка вакансий в Пензе

раздел 3

 

Статья в журнал

Известные ученые Пензы

9 класс

раздел 1

Russia In Details, Part II, стр. 52-53

Презентация

Выдающиеся личности Пензы

раздел 3

 

Презентации

Молодежные движения в Пензе

раздел 3

Russia In Details, Part II, стр. 50-52

Презентация

Досуг молодежи
 в Пензе

10 класс

раздел 1

Russia In Details, Part III, стр.128-130

Брошюра

Развитие искусств
в Пензе

раздел 2

Russia In Details, Part III, стр.117-118

Презентация

История религии. Культовые организации в Пензе

раздел 3

 

Пресс-конференция

Экологическая ситуация в Пензе

11 класс

раздел 2

Russia In Details, Part III, стр.127-133

Экскурсия по городу

Пенза и ее архитектура

раздел 3

Russia In Details, Part III, стр.131-132; 113-116

Описание одного из памятников, создание нового памятника в Пензе

Восьмое чудо света

раздел 4

 

Послание представителям других цивилизаций

Пенза – лучший город на земле

 

 

Формирование УУД происходит на всем протяжении работы над проектом.

Этапы работы над проектом

Общеучебные УУД

Логические УУД

Определение проблемы проекта, его задач, его типа, количества участников

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Определение структуры подтем, обсуждение путей решения основных проблем

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

Распределение ролей

Определение основной и второстепенной информации

Выдвижение гипотез и их обоснование

Самостоятельная работа учащихся (сбор информации, анализ, синтез)

Структурирование знаний, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

Подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений

Промежуточное обсуждение, работа над структурой проекта

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Доказательство

Защита проекта, презентация

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Постановка и решение проблемы, формулирование проблемы, самостоятельное создание способ решения проблем творческого и поискового характера

Рефлексия (коллективное обсуждение, экспертиза, оценка, прогнозирование возможных ошибок)

Рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

При подготовке проектной работы в течение учебного года учащиеся выполняют сложные комплексные задачи: выбирают нужную для целей проекта информацию из разных источников; анализируют, систематизируют и обобщают ее в соответствии с поставленной целью и задачами; интерпретируют ее и логично излагают, соблюдая культуру письменной иноязычной речи.

В помощь учащимся нами были подготовлены образцы различных памяток, планов, алгоритмов действий, правил, критериев оценки и самооценки проектной работы. (Приложение 1)

Для проведения промежуточного анализа потенциала метода проектов как оптимальной технологии формирования универсальных учебных действий была разработана анкета для учащихся. (Приложение 2) Данный анализ показал, что:

·         Младшие школьники отмечают, что одноклассники, оказавшиеся с ними в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда становятся лучшими друзьями.

·         Интерес к проекту зависит от степени самостоятельности: 62% школьников всех возрастов ответили, что проект был им интересен именно потому, что выполнялся лишь при небольшой помощи руководителя. Напротив, утех, кто выбрал тему, руководствуясь чьим-либо советом, или получил ее от преподавателя, интерес к проектной деятельности был низким. Один из таких учеников сказал: "Работа над проектом научила меня ненавидеть проекты, и в итоге я остался недоволен собой".

·         56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап проекта; 32% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 12% - презентацию.

·         По итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности; остальные говорили о недовольстве собой, часто добавляя, что постараются выпол­нить следующий проект качественнее.

·         Отвечая на вопрос о том, что нужно изменить в проектной работе, 48% отметили свою полную удовлетворенность ее ходом; 17% предложили сделать более глубокой презентацию проектов; 10% - "увеличить время подготовки".

·         На вопрос "Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?" учащиеся дали такие ответы:

ü  распределять правильно время

ü  анализировать собственные действия

ü  презентовать результаты своего труда

ü  доделывать все до конца

ü  достигать поставленной цели

ü  рассматривать тему с разных точек зрения

Активная работа над проектами идет в течение всего учебного года. В октябре 2013 года планируется проведение проектной недели, посвященной 350-летию города Пензы. (Примерная циклограмма недели проектов представлена в Приложении 3). На уроках английского языка учащиеся 10-х классов подготовили  групповые проекты, посвященные родному городу, и подали заявки для участия в проектной неделе (Приложение 4). Данные проекты будут доработаны и представлены на гимназическом фестивале защиты проектов (Один из проектов представлен в Приложении 5).

Таким образом, итогом всей работы станет гимназический фестиваль защиты проектов.

В результате мы увидим ряд изменений:

· В СОДЕРЖАНИИ: проект становится многоуровневой проектной задачей, тем самым отражая приоритетные тенденции к интеграции предметных дисциплин.

· В ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ: проект выходит на уровень общегимназического и сетевого взаимодействия участников.

· В ФОРМЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА: в качестве продукта проектной деятельности выступают новые более современные виды презентаций, самостоятельно построенные сайты, блоги и т.д., продуктом может стать кейс для проведения дебатов.

· В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТОМ: проект становится самоуправляемым – учащиеся создают проектную задачу, а затем выступают в роли экспертов при работе над этим проектом другими учащимися, самостоятельно оценивая деятельность одноклассников по критериям, которые разработали, то есть изменяются схемы взаимодействия между участниками образовательного пространства.

· В ЛИЧНОСТНОМ РОСТЕ: органичное соединение ценностно-смысловых основ культуры и процесса деятельной социализации.

Таким образом, метод проектов на уроках иностранного языка с использованием краеведческого материала способствует формированию у учащихся познавательного интереса к изучению языка и истории родного города, развитию самостоятельности, умения сотрудничать, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков, межкультурной коммуникации.

Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся и позволяет им оперировать в учебной беседе сведениями и фактами из своей жизни, способствует формированию и закреплению навыков общения на изучаемом языке, повышает коммуникативную компетентность учащихся и развивает их речевую активность, что свидетельствует об эффективности проектной методики при формировании универсальных учебных действий на краеведческом материале.

 

 

Литература

1.      Асмолов А.Г., Бурменская Г.Ф., Формирование универсальных действий: от действия к мысли – М.: Просвещение 2010

2.      Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе / Н.В. Барышников //  ИЯШ. – 2002. - № 2.

3.      Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

4.      Бим И. Л. Что привносит личностно-ориентированная парадигма в образование подрастающего поколения? /ИЯШ – 2011 - № 6

5.      Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: учебное пособие для проведения спецкурса по обучению иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей / М.Л. Вайсбурд. – Обнинск: Титул, 2001.

6.      Верещагин Е.М., Костомаров, В.Г. Язык и культура. – М.: 1983.

7.      Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2004.

8.      Зимняя И.А. Проектная методика обучения языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // ИЯШ. – 1991. ­–№ 3.

9.      Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991.

10.  Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: пособие учителя / Под ред. Е.И. Пассова. – М.: Просвещение, 1993.

11.  Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969.

12.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002.

13.  Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе, 2-ое изд. М. Просвещение.

14.  Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // ИЯШ. – 2002. –№ 2.

15.  Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // ИЯШ. – 2002. –№ 3.

16.  Полат Е.С. Технологии телекоммуникационных проектов//Наука и школа, 1997. –  №4

17.  Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред. А.А. Леонтьева. – М., 2006.

18.  Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1981.

19.  Тамбовкина, Т.Ю. О  некоторых принципах построения интегрированного курса «Иностранный язык и регионоведение» / Т.Ю. Тамбовкина // ИЯШ. –1996. –№ 5.

20.  Тамбовкина, Т.Ю. Региональный материал на уроках немецкого языка / Т.Ю. Тамбовкина // ИЯШ. –1995.–№ 1.

21.  Федеральный государственный   образовательный стандарт начального общего образования. – Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.

22.  http://festival.1september.ru/artiсles/620285/

23.  http://standart.edu.ru

 

 

 

 

Приложение 1

План подготовки к проектной работе

(для учащихся 5-6 классов)

 

Дата _____________________

Имя _____________________

Класс ____________________

 

Промежуточная цель

Что я должен сделать для достижения этой цели?

С кем я это делаю?

Какой материал я для этого использую?

Когда я это делаю?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Plan of my project work

(5th – 6th grades)

 

Date_____________________

Name _____________________

Class ____________________

 

 

Task

What should I do to fulfill the task?

Who do I do it with?

What information do I use? Where do I get it?

When do I do it?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила презентации для ученика

·         Перед защитой проекта потренируйся в выступлении перед друзьями, родителями или учителем.

·         Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.

·         Найди удобное положение тела и место для рук.

·         Спокойно посмотри на слушателей.

·         Назови тему и причину ее выбора.

·         Расскажи о целях работы и ее задачах.

·         Заинтересуй слушателей выступлением.

·         Не читай, старайся говорить от себя.

·         Логически выстраивай выступление.

·         Подготовь иллюстративный материал в виде слайдов, иллюстраций в формате А4.

·         Качественно оформи иллюстративный материал, не включая в него тест транскрипта.

·         Говори свободно, следи за жестами и мимикой.

·         Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняй тон голоса. Тон делает музыку выступления.

·         Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.

·         Логично закончи свое выступление.

 

 

Presentation Rules for the Student

·         Practice your presentation in front of the teachers or parents.

·         Breathe calmly and deeply – it will relax you.

·         Find an appropriate position for your body and arms.

·         Look calmly at the audience.

·         Tell the topic of your project and explain why you have chosen it.

·         Tell the aim and the purposes of your project.

·         Get the listeners involved in your presentation.

·         Do not read. Try to speak clearly.

·         Make your speech logical.

·         Prepare visual aids such as slides and pictures.

·         Make your visual aids look attractive. Include the transcript into your computer presentation.

·         Speak with ease. Mind your gestures and facial expression.

·         Stress the most important points with the tone of your voice.

·         Make pauses so that the listeners are able to comprehend what they hear.

·         Think of a logical conclusion to your speech.

 

Критерии оценки (самооценки) проектной работы.

 

п/п

Критерии оценки

Баллы

0

1

2

3

1.       

Актуальность и значимость темы

 

 

 

 

2.       

Полнота раскрытия темы

 

 

 

 

3.       

Оригинальность решения проблемы

 

 

 

 

4.       

Уровень самостоятельности работы над проектом

 

 

 

 

5.       

Разнообразие источников, используемых в работе

 

 

 

 

6.       

Качество выполнения продукта

 

 

 

 

7.       

Раскрытие содержания проекта на презентации

 

 

 

 

8.       

Красота речи, логичность

 

 

 

 

9.       

Использование средств наглядности, технических средств

 

 

 

 

10.   

Ответы на вопросы

 

 

 

 

 

Projects assessment (self assessment) criteria

 

 

Criteria

Marks

0

1

2

3

11.   

Topic significance

 

 

 

 

12.   

Relevance to the topic. Coverage of all points

 

 

 

 

13.   

Originality of solving the problem

 

 

 

 

14.   

Level of independence

 

 

 

 

15.   

Variety of information sources used in the project

 

 

 

 

16.   

Quality of the product

 

 

 

 

17.   

Coverage of the contents of the project at the presentation

 

 

 

 

18.   

Use of the appropriate language. Logical organization of ideas at the presentation.

 

 

 

 

19.   

Use of visual aids, technical equipment

 

 

 

 

20.   

Answering the questions

 

 

 

 

 


 

План-набросок проекта «Penza – Home, Sweet Home»

для учащихся 10 класса

v Что является содержанием проекта?

§  местоположение города

§  символика города

§  особенности природы города

§  история развития города

§  известные люди города

§  интересные места города

 

v Какие вопросы возникают в ходе работы над проектом?

§   каково географическое положение города

§   что означает герб города

§   каковы особенности климата и рельефа в нашем городе

§   когда и почему возникли первые поселения в районе города

§   кто из пензенцев оставил свой след в жизни страны

§   что может заинтересовать иностранных туристов в нашем городе

 

v Как мы будем решать эти проблемы?

§   возьмем интервью у руководителя краеведческого кружка

§   зададим вопросы учителям биологии, географии, истории, информатики,

§   опросим родителей, знакомых

§   проведем опрос среди учеников и учителей

§   изучим материалы городской и школьной библиотек

§   сфотографируем объекты города

§   посетим краеведческий музей, картинную галерею

 

v Организация деятельности

§  распределить задание команде

§  договориться о встрече с учителями, руководителем краеведческого кружка

§  уточнить время работы краеведческого музея, картинной галереи

§  принести фотоаппарат, диктофон

 

v Что будет результатом, продуктом проекта?

§   компьютерная презентация с транскриптом

Приложение 2

Анкета для учащихся

Дорогой ученик!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты для оптимизации проектной работы в будущем.

1. Достигнута ли цель проекта? Если нет, то почему?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

2. Ставились и были ли решены Ваши собственные задачи или задачи учителя?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

3. В чем заключались Ваши личные мотивы при работе над проектом?

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

4. Что Вы узнали и чему научились?

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

5. К чему Вы стали по-другому относится, в чем изменились?

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

6. Какой из этапов работы над проектом запомнился Вам больше всего и почему?

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

7. Что вызвало у Вас трудности? Каким образом вы их решали?

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

8. Возникало ли в ходе работы желание что-либо изменить, улучшить в содержании и организации работы?

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

9. Насколько эффективно были распределены обязанности между партнерами?

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

10. Насколько согласованно шла работа в группе?

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

21.  Удалось ли Вам правильно распределить время?

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

22.  Насколько Вам была необходима помощь учителя?

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

 

 

Приложение 3

Циклограмма проведения проектной недели

 

К началу проектной недели (утро понедельника) в вестибюле школы оформляется стенд "Проектная неделя", содержащий следующую информацию:

·        правила внутреннего распорядка в ходе проектной недели;

·        полный перечень проектов с указанием руководителей, консультантов, состава проектных групп, кабинетов школы для работы;

·        ежедневный лист "Места работы проектных групп" с информацией, где будет производиться работа участников каждой проектной группы;

·        график работы групп в компьютерном классе.

 

Понедельник

8.00 - 8.15. Зав. кафедрами проводят совещание руководителей проектных групп.

8.30 - 15.30. Работа проектных групп. 1-й урок: установочные собрания, планирование работы над проектом. 2 - 5-й уроки: этап сбора информации (установочные лекции, экскурсии, работа в сети Internet). 6-й урок: обсуждение итогов работы за день, уборка кабинетов. Итог дня: подробный план работы над проектом.

 

Вторник

Оформление стенда "Пресс-центр проектной недели", который обновляется ежедневно.

8.30 - 14.30. Работа проектных групп. Уточнение формы выхода проекта. Завершение этапа сбора информации; начало оформления выхода проекта. Итог дня: собранная информация по теме проекта.

 

Среда

8.30 – 14.30. Работа проектных групп. Уточнение формы презентации проекта. Оформление выхода проекта; начало подготовки презентации. Итог дня: сценарий презентации проекта.

 

Четверг

8.30 - 14.30. Работа проектных групп. Обсуждение, что необходимо выполнить за оставшийся день. Окончательное оформление выхода проекта, подготовка презентации, генеральная репетиция.

15.00. Совещание у зам. директора по научно-методической работе: распределение проектов по секциям для зашиты, уточнение состава жюри. Итог дня: подготовленные продукты и презентация проекта.

 

Пятница

Информация о графике защиты проектов на стенде "Проектная неделя".

8.30 - 12.00. Защита проектов.

12.00 - 12.30. Работа объединенного жюри (с одновременной демонстрацией видеохроники проектной недели, подготовленной пресс-центром).

12.30 - 13.00. Общее собрание. Награждение победителей.

13.00 - 14.00. Подведение итогов работы в группах.

15.00. Заседание кафедр: общее подведение итогов проектной недели.

Приложение 4

 

APPLICATION

for participation in “Projects Week” devoted to 350th  anniversary of Penza

 

Name(s)/Class: Kim Valeria – 10 LG                                            Teacher: S.A. Kochergina

                           Lukianova Sofia – 10 LG

                           Zotova Daria – 10 LG

Name of the project: Penza – Home, Sweet Home

Type of the project: Computer presentation with transcript

Equipment required: Computer, multimedia equipment for presentation

Contents of the project:

§  Geographical Position

§  The Symbols of Penza

§  Nature and climate

§  History

§  Education

§  Notable people

§  Culture and sights

§  Other places of interest in Penza Region

§  Industry in Penza

§  International relations

Literature used:

1. Горланов Г.Е., Трушина Л.А.

    Пенза. — Пенза: ИФ «Пеликан», 2002.

2. Сидоренко В.А.,

     Пенза. — Пенза: ИФ «Пеликан», 2007.

3. Сидоренко В.А.,

     Пенза. — Пенза: ИФ «Пеликан», 2010.

4. Курова А.В., С. Кауфхер.

    A Walking Tour Of Penza. — Пенза: Изд-во ИПКиПРО, 1998

5. Потяева Е.Е.

    Way Into Russia. — Пенза: МОУ лингвистическая гимназия №6 г. Пензы, 2004

6. Горячкина Н.И.

    Russia In Details Part II. — Пенза: МОУ лингвистическая гимназия №6 г. Пензы, 2005

7. Кочергина С.А.

    Russia In Details Part III. — Пенза: МОУ лингвистическая гимназия №6 г. Пензы, 2008

8.  Web page http://penza-gorod.ru

 

 


Возврат к списку