Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Понятие о вводности» (предложения с вводными конструкциями)

Долганова Т.В., учитель русского языка и литературы

 

Урок русского языка в 8 классе

 

Тема урока: «Понятие о вводности» (предложения с вводными конструкциями)

 

Цель урока: дать понятие о водности как речевой категории; продолжить работу по развитию лингвистической зоркости и развитию речи учащихся; прививать чувство слова, любовь к родному языку.

 

Задачи урока:

·         установить смысловые и грамматические признаки вводных конструкций;

·         выяснить условия употребления вводных конструкций в тексте;

·         устранить в тексте нарушение постулатов речевого общения путём                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     выбора необходимых вводных конструкций.

 

План урока:

1.      Аналитическая беседа по эпиграфу и статье учебника

2.      Языковой практикум

3.      Знакомство с постулатами речевого общения

4.      Лингвистический эксперимент

5.      Предварительные итоги

6.      Работа с текстом

7.      Домашнее задание

 

Ход урока

 

1.      Аналитическая беседа по эпиграфу и статье учебника

 

- Вводные конструкции не только осложняют предложение, но и являются грамматически не связанными с предложением, как утверждает Розенталь. В чём это выражается?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 - Какое определение даётся вводным конструкциям в учебнике? На что, кроме функции вводных конструкций, указывается в этом определении? А почему они получили название «вводные»? На этот вопрос учебник не отвечает. Поэтому наш урок  сосредоточится на понятии водности как речевой категории.

 

2.      Языковой практикум

Сравните пары предложений. Определите отношение автора к ситуации, а главное, какими средствами оно выражено:

Дождь пошёл. Дождь пошёл! (С помощью интонации)

Дождь пошёл. Хорошо, что дождь пошёл. (С помощью категории состояния)

Дождь пошёл. Наконец-то дождь пошёл… (С помощью наречия)

- Есть ли в данных предложениях конструкции, грамматически не связанные с предложением?  Тогда какая же необходимость в  речи использовать вводные конструкции? Для чего они существуют в языке? Выдвигайте  гипотезу.

 

3.      Знакомство с постулатами речевого общения

- В процессе общения все люди стараются соблюдать неписаные, но хорошо известные правила речевого общения. Их сформулировал английский учёный-логик Г.П.Грайс, назвав их постулатами речевого общения. Внимание на слайд:

·         Передавать не больше и не меньше информации, чем этого требует цель диалога

·         Не говорить ничего, что является ложным и необоснованным

·         Не отклоняться от темы

·         Избегать непонятных, неточных и неоднозначных выражений

4.      Лингвистический эксперимент

- Между прочим, мы очень хорошо чувствуем, когда кто-то эти постулаты нарушает. Понаблюдайте, какой постулат нарушен в предложениях. Как это нарушение  исправить?

- Меня окружала непробудная ночь, но я могу щупать, (так сказать) осматриваться руками. (Ф.М.Достоевский)

- На подкладку выбрали коленкору, но такого добротного и плотного, который, (по словам Петровича) был ещё лучше шёлку. (Н.В.Гоголь)

- (Как говорится), не плюй в колодезь, пригодится воды напиться. (И.А.Крылов)

- Андрей не обиделся на шутку, (наоборот) он сам смеялся вместе с нами. (В.Каверин)

 

5.      Предварительные итоги

Итак, сделаем вывод. Когда необходима вводная конструкция? (Когда нужно исправить нарушение постулата речевого общения.) Добавим в наш учебник функцию вводных конструкций. Таким образом, вводные конструкции являются грамматически лишними, избыточными, но необходимы для правильного понимания высказывания.

 

6.      Работа с текстом.

- Прочитайте текст про себя. Устраните нарушение постулатов речевого общения, выбрав необходимые вводные конструкции. Прочитайте текст выразительно вслух и защитите свой вариант ответа.

Возможности развития слуха почти невероятны. Великий скрипач Паганини свободно слышал шёпот с расстояния десяти метров. Такой тонкости чувств он обязан природе. Но ему помогали бесчисленные упражнения, которыми он занимался с детства.

Слова для справок: однако, по мнению учёных, наоборот, по воспоминаниям современников, конечно, разумеется, так, говорят, бесспорно, к сожалению

 

7.      Домашнее задание:

объясните многообразие вводных конструкций в тексте упражнения  204.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Возврат к списку