Долганова Т.В., учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 8 классе
Тема урока: «Понятие о вводности» (предложения с вводными конструкциями)
Цель урока: дать понятие о водности как речевой категории; продолжить работу по развитию лингвистической зоркости и развитию речи учащихся; прививать чувство слова, любовь к родному языку.
Задачи урока:
· установить смысловые и грамматические признаки вводных конструкций;
· выяснить условия употребления вводных конструкций в тексте;
· устранить в тексте нарушение постулатов речевого общения путём выбора необходимых вводных конструкций.
План урока:
1. Аналитическая беседа по эпиграфу и статье учебника
2. Языковой практикум
3. Знакомство с постулатами речевого общения
4. Лингвистический эксперимент
5. Предварительные итоги
6. Работа с текстом
7. Домашнее задание
Ход урока
1. Аналитическая беседа по эпиграфу и статье учебника
- Вводные конструкции не только осложняют предложение, но и являются грамматически не связанными с предложением, как утверждает Розенталь. В чём это выражается?
- Какое определение даётся вводным конструкциям в учебнике? На что, кроме функции вводных конструкций, указывается в этом определении? А почему они получили название «вводные»? На этот вопрос учебник не отвечает. Поэтому наш урок сосредоточится на понятии водности как речевой категории.
2. Языковой практикум
Сравните пары предложений. Определите отношение автора к ситуации, а главное, какими средствами оно выражено:
Дождь пошёл. Дождь пошёл! (С помощью интонации)
Дождь пошёл. Хорошо, что дождь пошёл. (С помощью категории состояния)
Дождь пошёл. Наконец-то дождь пошёл… (С помощью наречия)
- Есть ли в данных предложениях конструкции, грамматически не связанные с предложением? Тогда какая же необходимость в речи использовать вводные конструкции? Для чего они существуют в языке? Выдвигайте гипотезу.
3. Знакомство с постулатами речевого общения
- В процессе общения все люди стараются соблюдать неписаные, но хорошо известные правила речевого общения. Их сформулировал английский учёный-логик Г.П.Грайс, назвав их постулатами речевого общения. Внимание на слайд:
· Передавать не больше и не меньше информации, чем этого требует цель диалога
· Не говорить ничего, что является ложным и необоснованным
· Не отклоняться от темы
· Избегать непонятных, неточных и неоднозначных выражений
4. Лингвистический эксперимент
- Между прочим, мы очень хорошо чувствуем, когда кто-то эти постулаты нарушает. Понаблюдайте, какой постулат нарушен в предложениях. Как это нарушение исправить?
- Меня окружала непробудная ночь, но я могу щупать, (так сказать) осматриваться руками. (Ф.М.Достоевский)
- На подкладку выбрали коленкору, но такого добротного и плотного, который, (по словам Петровича) был ещё лучше шёлку. (Н.В.Гоголь)
- (Как говорится), не плюй в колодезь, пригодится воды напиться. (И.А.Крылов)
- Андрей не обиделся на шутку, (наоборот) он сам смеялся вместе с нами. (В.Каверин)
5. Предварительные итоги
Итак, сделаем вывод. Когда необходима вводная конструкция? (Когда нужно исправить нарушение постулата речевого общения.) Добавим в наш учебник функцию вводных конструкций. Таким образом, вводные конструкции являются грамматически лишними, избыточными, но необходимы для правильного понимания высказывания.
6. Работа с текстом.
- Прочитайте текст про себя. Устраните нарушение постулатов речевого общения, выбрав необходимые вводные конструкции. Прочитайте текст выразительно вслух и защитите свой вариант ответа.
Возможности развития слуха почти невероятны. Великий скрипач Паганини свободно слышал шёпот с расстояния десяти метров. Такой тонкости чувств он обязан природе. Но ему помогали бесчисленные упражнения, которыми он занимался с детства.
Слова для справок: однако, по мнению учёных, наоборот, по воспоминаниям современников, конечно, разумеется, так, говорят, бесспорно, к сожалению
7. Домашнее задание:
объясните многообразие вводных конструкций в тексте упражнения 204.