Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Петр Великий. Эпоха реформ»

Деревянко А.В., учитель истории и обществознания

 

Урок истории в 10 классе

 

Тема урока: «Петр Великий. Эпоха реформ»

 

Цель урока: создать объективную картину эпохи Петра Великого.

 

Задачи урока:

 1. Образовательные:

·                     акцентировать внимание на противоречивую личность Петра и её значение в той эпохе;

·                     подвести учащихся к выводу о том, что реформы способствовали укреплению самодержавия, установлению абсолютной монархии и росту международного статуса России.

2. Развивающие:

·                     организовать сравнительный анализ исторических источников,

·                     развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение и навыки самостоятельной работы; умение выделять главные и второстепенные факты, обобщать и делать выводы.

3. Воспитательные:

·                     развивать интерес к истории России, чувство патриотизма, гуманизма на примере исторической личности;

·                     показывая  жизнь русского народа, воспитывать гордость за своих предков, за свою культуру; заинтересовать в дальнейшем углубленном изучении материала.

 

Оборудование: учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина; индивидуальные карточки; репродукции картины В.И.Сурикова "Утро стрелецкой казни", скульптурного портрета Петра I М. Фальконе "Медный всадник"; выставка книг; выставка макетов кораблей.

 

Предварительная подготовка: используя дополнительные источники, учащиеся находят информацию о Петре I и систематизируют ее по ранее предложенному плану.

 

Ход урока

I. Организационный момент.  Класс делится на группы по предложенным направлениям:

Группа 1 - работа с историческими источниками

Группа 2 - работа с иллюстративным материалом

Группа 3 - работа с картой

Группа 4 - работа с понятиями

II. Сообщение целей, задач, плана урока.

Тема урока: "Пётр Великий. Эпоха реформ".

Мы должны не только повторить уже известные вам факты, но и вместе попытаться осмыслить, проанализировать роль самой личности Петра I и его деятельность в своей эпохе.

III. Актуализация знаний учащихся.

1. Подготовительная беседа.

- На рубеже XVII-XVIII столетий выявилось явное отставание России от стран Западной Европы. В чём его проявление?

- Почему, имея такую большую территорию, природные ресурсы, богатое историческое прошлое, Россия имела низкий международный статус?

2. Создание проблемного задания.

- Справедливо ли мнение, что Петр Великий своими реформами исказил исторический путь России?

Эпиграфами к уроку станут слова Петра I:

"По Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего Петра I" и слова из статьи одного из ведущих историков

Людмилы Быченковой: "Кто гений, - тот и злодей".

IV. Основная часть урока

План (в результате  работы групп учащиеся дополняют и корректируют высказывания друг друга):

1. Личность Петра I.

2. Реформы преобразователя.

3. Роль Петра I и его реформ.

Заполнение учащимися опорной таблицы на протяжении всего урока по группам.

(предполагаются разные подходы к характеристике эпохи Петра)

1. Личность Петра I

 Группа 1 (работа с  документами по характеристике личности) и группа 3 (работа с презентацией и иллюстративным материалом)

А) Выступления учащихся:

1. Детство. Отрочество Петра.

2. Отношение с окружающими.

3. Взаимоотношения с сыном Алексеем.

4Тяготы и лишения народа этого периода.

Б) Работа по выставке книг, репродукциям о Петре Великом на основе презентации.

Насколько интересна эта личность, которая не оставляет равнодушной, подтверждается многими фактами. Талантливые художники, скульпторы, поэты и историки посвятили не один труд Петру I

В.И. Суриков "Утро стрелецкой казни".

Во многих городах России есть скверы с памятниками Петру I (показ слайдов). Одним из самых знаменитых считается работа в. п. XVIII веке французского мастера

Мориса Фальконе. "Медный всадник"

Сам скульптор считал, что ему удалось осуществить самый смелый, самый прекрасный творческий замысел, так как, в монументе он показал триумф победы Петра над силами средневековья.

"Преодолевая своей энергией и волей все препятствия, сильный человек бесстрашно устремляется вперед, к жизни и свету".

Действительно, личность Петра I неординарная, несмотря на его недостатки, порой жестокое обращение к людям, из всех русских царей только его назвали Великим.

А величие его проявилось в его реформах.

2. Реформы преобразователя

Группа 1 (работа с документами по мероприятиям) и  группа 3 (работа с картой)

  А) Причины преобразовательных реформ;

- Какие первостепенные задачи стал решать Петр I в начале правления?

Б) Военная реформа:

Работа группы 2 с документами

- Каковы военные нововведения   Петра I?

- В чем суть военных реформ? На каких принципах основывалась регулярная армия?

Приведение цитат из дополнительного источника.

"Какой он царь? Он крестьян разорил с домами, мужей наших побрал в солдаты, а нас с детьми осиротил и заставил плакать век". "Военная служба в то время была пожизненной, и добровольцев было слишком мало. Поэтому наборы превращались в добровольно жестокую экзекуцию. Рекрутов заковывали в кандалы и помещали в тюрьмы, т к. они сбегали".

- Какое значение имело создание регулярной армии и флота для России?

Работа по карте (группа 3)

Как изменилась территория страны и как это сказалось на геополитическом положении России?

ВЭкономические реформы

группа 3 (работа с картой) и группа 4 (работа с понятиями)

-В чем особенность экономической реформы Петра I?

- Какие меры принимает Петр I для развития промышленности, торговли?

- Какие изменения произошли в сельском хозяйстве?

Группа 3 определяет на карте промышленные районы, новые торговые центры и приводит доказательства.

 - Каким образом феодальной России за короткий промежуток времени удалось стать на рельсы развития капиталистического государства? (выяснение особенностей модернизации в России)

Группа 4 (работа с понятиями).

- Определите и назовите понятия рожденные эпохой Петра, в чем смысл этих нововведений, какое отношением это имело к модернизации России?

   Вывод по экономической реформе  делает группа 1 на основе изученных документов

Таким образом, экономические реформы Петра I с одной стороны показали быстрый рост промышленности, развитие торговли; с другой - ухудшение положения населения, ужесточению закрепощения крестьян.

- Что это: неразумность в политике или вынужденные меры?

Г) Государственные реформы.

1. Причины модернизации органов государственного управления.

Работа группы 3 со схемой государственного устройства России в начале XVIII в. Схема предварительно была составлена учащимися

- Как проходило реформирование органов власти?

- Какой принцип построения был заложен в основе реформ?

- Что вы можете сказать о таком сословном документе, как "Табель о рангах". Ведь он шел вразрез с принципом государства? Какие личности рождала эпоха?

Д) "Культурная революция".

Работа групп1 (документы) и группы 2 (иллюстративный материал)

Для успешного проведения реформ стране были нужны образованные люди. И в первую очередь это понимал Петр I.

- Почему реформы, проводимые царем в области культуры и просвещения, называют "культурной революцией"? 

- Приведите примеры, цитаты о культурной жизни страны.

 

 3.  Роль ПетраI и его реформ.

Представители от групп высказываюся в рамках «круглого стола». Мнения не обязательно должны совпадать.

- Почему Петра называют Великим?

- Какой ценой были проведены преобразования в России?

 - Справедливо ли мнение, что Петр Великий  своими  реформами исказил исторический путь России?

IV. Подведение итогов урока.

1. Оценка деятельности учащихся.

2. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока, на сколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.

3. Домашнее задание: повторение темы, подготовка к тесту.

 

Литература для предварительной подготовки:

1.                  А. Н.Сахаров. История России, т.2., М.,- 1997

2.                  Российского-флота начало. Книга дилогия. Литфонд Россия.- 1996

3.                  A.О. Амелькин. Всемирная история в лицах Воронеж.- 1997

4.                  B.И. Панова. История Воронежского края. Воронеж.- 1997

5.                  C.Ш. Казиёв. История России (в таблицах) М.,- 1997

6.                  Воронеж. Центр духовного возрождения. Чернозем. - 1999

7.                  B.О. Ключевский. Исторические портреты М.,- 1991

8.                  А. С. Орлов. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. М.,- 1999

9.                  C.М. Соловьёв. Чтение и рассказы по истории России. М. 1989

10.              Л. Быченкова. Статья "Развод  по - петровски". Журнал "Крестьянка".-1998

11.              Карамзин. История Государства Российского


Возврат к списку