Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ОБРАЗЫ ЖУРНАЛИСТОВВ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА И А.П.ЧЕХОВА

Особенность развития отечественной журналистики, как подчёркивают Борис Иванович Есин, Виталий Борисович Смирнов и другие учёные, заключается в том, что она органично связана с историей русской литературы.

Проблема качества журналистского произведения очень остро стоит в XXI веке. Без громких сенсаций, считают представители массовой прессы, периодическому изданию сегодня выжить невозможно, а если ничего сверхвыдающегося в окружающей жизни не происходит, то можно и что-то выдумать. Такая же проблема существовала и в XIX веке. Обращение к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.П. Чехова, признанным мастерам журнального дела, сатиры и юмора, не является случайным. Именно с их помощью мы получим полное представление о настоящих журналистах того времени.

Изучив работы, раскрывающие особенности творчества писателей, анализирующие образы, представленные в их произведениях, выявляющие лексические особенности речи сатириков, мы решили полученные знания спроецировать на предмет и объекты нашего исследования, которыми являются журналисты в произведениях А.П. Чехова «Два газетчика» и М.Е. Салтыкова-Щедрина «Мелочи жизни».

Новизна исследования заключается в сопоставлении образов газетчиков на примере данных произведений, в анализе лексических средств, используемых авторами для их изображения.

Практическое значение работы состоит в том, что её результаты могут использоваться студентами и школьниками при изучении истории русской литературы, особенностей языка писателей, могут быть полезны будущим журналистам, изучающим историю периодической печати, всем, кто интересуется журналистским делом.

Во второй половине XIX века особая роль отводилась газетно-журнальной деятельности, подчеркивалось исключительное значение печати как органа свободной мысли. Журналы всегда, с самого их зарождения, были одной из наиболее доступных форм знакомства читателей с литературой.

М.Е. Салтыков-Щедрин и А.П. Чехов, как и многие писатели
XIX века, активно сотрудничали с периодическими изданиями.
Салтыков-Щедрин публиковался в журнале «Современник», был главным редактором «Отечественных записок». А.П. Чехов сотрудничал в юмористических журналах «Стрекоза», «Осколки», «Будильник». В произведениях названных писателей очень часто встречаются образы журналистов, даётся сатира на консервативную прессу. Зная все тайны редакционной кухни, эти авторы пародийно раскрывают сущность современной им журналистики, её беспринципность, бедность и ограниченность духовного кругозора.

«Мелочи жизни» и «Два газетчика» написаны в эпоху безвременья, когда человек задавлен страхом перед завтрашним днем. «Мелочи жизни» Щедрин создаёт с 1886 по 1887 год — в зрелый период творчества. Эта книга представляет собой психологические этюды, рассказы, очерки, составляющие цикл. Они объединены одним единым сатирическим мотивом — «мелочи жизни»: «мелочи», «подробности», «пустяки», «крохи». «Мелочи жизни — нестерпимы» — таков вывод Щедрина. Довольно необычным явлением в литературе стали щедринские собирательные образы. Здесь он дает групповой портрет газетчиков. Щедрин идёт по пути выделения и подчеркивания ведущих социальных черт типа, главное — паразитизм, пустословие, внешний лоск, умственная пустота.

Итак, исчезают конкретные лица, появляются собирательные характеры. Автор подразделяет газетных деятелей на две группы: ликующих и трепещущих. О первых говорится: «Нахалы, но — молодцы!» О последних: «Ах, бедные!» Первая «разновидность» газетчиков наиболее распространенная. Ей автор отводит наибольшую часть повествования, её представителя называет Непомнящим, ввиду «тумана, окутывающего его прошлое». Газета Непомнящего возникла также «нечаянно», как и он сам. До этого он «пописывал фельетонцы, разрабатывал вопросцы и вообще занимался мелкосошным журнальным делом». Какие же цели преследует его газета? «Хочу подписчика!» У Непомнящих нет других интересов, кроме стремления к наживе.

Представителем трепещущих в произведении предстает Ахбедный. Такого рода газетчики осознают серьезное значение газеты, в отличие от ликующих. Но, к огорчению трепещущих, разрабатывают те же самые «вопросцы и мелкие дрязги». Труд таких газетчиков, так же, как и труд ликующих, обречен на разработку случайных мелочей. Одна лишь разница: Непомнящий ликует, а Ахбедный унывает. Итак, мы проследили, как формировалось сословие представителей новой прессы, как видел это Щедрин.

Итак, мы увидели, какими предстают журналисты в произведениях Щедрина и Чехова.

Обратимся к исследованию языка, посредством которого изображены журналисты. При проведении исследования мы опирались на классификацию лексических пластов, предложенную Николаем Максимовичем Шанским в труде «Лексикология современного русского языка». Исследуемые нами лексико-фразеологические группы (общественно-публицистическая, научно-терминологическая, профессиональная, просторечная, церковнославянская и книжно-беллетристическая) нашли в произведениях сатириков оригинальное отражение и преломление.

Рассмотрим книжно-беллетристическую лексику. В 40-х годах модной была система «марлинизмов», характеризующихся перемещением образно-поэтического слога в контексты прозаического повествования. Всякая манерность и напыщенность слога газетных статей была предметом сатирического осмеяния Щедрина. В произведении «Мелочи жизни» он описывает в этом стиле самих газетчиков и их деятельность: «благоденствующая разновидность» (газетчиков), «тайна осиявшего его ореола» (про Непомнящего), «изрекать солидные словеса», «новость облитая соответствующим пикантным соусом» и др. Чехов тоже не был сторонником «марлинизмов».

Обличительная сатира нуждалась в новых и сильных словесно-художественных средствах. Рассмотрим основные способы словопроизводства Щедрина на примере данного художественного текста. Первый — создание новых слов с помощью суффиксов. С помощью суффикса -ость- абстрагируется понятие качества и свойства. Также слова легко переводятся из одной грамматической категории в другую. В тексте Щедрина встречаем такие слова: «неблагонадежность», «бесшабашность». У Чехова: «безызвестность», «неопределенность». Здесь налицо сатирическо-обличительная экспрессия.

В щедринских словообразованиях с суффиксом -ств- сообщается словам обобщенно-собирательное значение. Эти слова-обобщения именуют идейное направление и сложные явления общественной жизни: «взяточничество», «балагурство», «благодушество», «бездельничество», «приспешничество». У Чехова находим — «идиотство». Перевод слов в область обобщающих терминов придает обличительному слогу особую выразительность.

С помощью суффикса -тель- возможно обозначение лица по характеру поступков и кругу деятельности. Этим качеством оригинально пользовались и Щедрин, создавая множество новообразований: «сеятель», «объявитель», и Чехов: «предатель», «читатель».

Неотъемлемой частью книжной беллетристики являются афоризмы. «На долю немногих писателей выпало счастье обогатить фразеологию родного языка удачными афоризмами», — пишет А.И. Ефимов. К числу таких мастеров художественного слова принадлежит Щедрин, создавший 52 афоризма.

Также нами были проанализированы научно-терминологическая, просторечная, профессиональная, церковно-славянская и публицистическая лексико-фразеологические группы, представленные в произведениях.

Выявленный материал показывает, насколько хаотичным был набор тем, используемый при написании газетных статей. «Писаки» хватались буквально за любую мелочь.

Итак, мы выявили языковые (лексические) особенности, нашедшие отражение в изображении журналистов в произведениях, сделали выводы на основе сопоставления.

Персонажи, с которыми мы встретились в произведениях Чехова и Щедрина, в наши дни иному читателю могут показаться устаревшими. Время неумолимо накладывает печать на личности. Журналисты нашего времени, естественно, далеко ушли по своему внутреннему облику от чеховских и щедринских персонажей-газетчиков. Как правило, в современных газетах очерки и фельетоны встречаются нечасто. Эти жанры подразумевают наличие пролога, завязки, кульминации, развязки, эпилога. Задача современного журналиста — оперативно информировать, компетентно анализировать, комментировать. Можно сказать, что проблема профессионализма журналистского труда не теряет актуальности и в наши дни. И сейчас правомерно деление на «ликующих» и «трепещущих». Выводом к нашей работе мог бы послужить призыв к искоренению людских пороков, так умело обличенных гениями русской литературы. 


Автор:  Тихонова Жанна, 11ЛГ класс
Научный руководитель — Стрыгина Татьяна Владимировна