Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ПСИХОЛОГИЯ ИГРЫ И ЕЁ ВОПЛОЩЕНИЕ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В литературе находят отражение многие вопросы жизни человека, в том числе, и игровая деятельность ребёнка. В исследовании поведения ребёнка в игре литература опирается на изыскания психологов Ж. Ж. Пиаже, Г. Спенсера. Ф. Шиллера и др.

В изображении ребёнка в игровой ситуации писатели следовали психологии самой игры, под которой мы понимаем совокупность психических процессов, осуществляемых в ходе игровой деятельности.

Проследить за некоторыми особенностями психологии игры младших подростков нам помогло анкетирование, которое было проведено среди 25 учащихся 5–6 классов лингвистической гимназии № 6.

Результаты анкеты подтвердили данные психологической науки: игра является одним из ведущих видов деятельности младших подростков. Анкетирование доказало справедливость теории Дж. Селли, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и других учёных, в которой звучит мысль о том, что в игровой деятельности проявляются особенности возраста ребёнка. Именно поэтому в общении детей наиболее популярны игры, в которых распределяются роли. «Сущность детской игры заключается в исполнении какой-нибудь роли и в том, чтобы создать какое-нибудь новое положение», — отмечает Дж. Селли. Не случайно тот, кто в ходе игры нарушает свою роль, у большинства школьников вызывает раздражение, обиду, а порой желание прекратить игру.

Наиболее популярными в детской среде оказались такие ролевые игры, как в «дочки-матери», «в разбойники», «в робинзоны». Выявляя источник их возникновения в детском общении, мы пришли к выводу, что у многих игр — это художественные произведения.

Считаем, что такими произведениями для учащихся явились изученные на уроках литературы повести Л.Н. Толстого «Детство» и Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».

Основная цель нашего исследования — рассмотреть особенности изображения игровой деятельности героя-ребёнка в детской литературе 19 века.

Цель обусловила ряд задач:

· выявить функцию игровой деятельности в создании образа героя-ребёнка в повести Толстого и повести Гарина-Михайловского.

· проследить, насколько художественное изображение игры соответствует психологии игры определённого возрастного периода человека, разработанной учёными.

Методы исследования:

· изучение трудов психологов по поставленной проблеме;

· метод анкетирования;

· выделение «игровых сцен» в художественных произведениях;

· литературоведческий и психологически направленный анализ выделенных сцен;

· моделирование психологических ситуаций игровой деятельности и анализ их с точки зрения литературоведения и психологии;

· систематизация и обобщение полученных сведений.

В первой главе мы рассмотрели игру как феномен общественно-практической и духовно-творческой жизни людей. Описание детских игр дано разными исследователями. Мы обратились к описанию, данному Покровским, который указал на национальное своеобразие восприятия самого термина «игра» представителями разных народов, и пришли к выводу, что слово «игра» обозначает обширный круг человеческих действий, — с одной стороны, не претендующих на тяжёлую работу, с другой — доставляющих людям веселье и удовольствие.

С появлением реалистической прозы игра становится компонентом сюжетного действия, помогающим проникнуть в психологию «дитяти».

Писатели, повествующие о детстве героя или героини, воспринимали игру как своеобразный пролог к становлению характера взрослого персонажа. Так, например, отсутствие весёлости, стремления к обычным развлечениям рассматривались писателями реалистами как некая аномалия, «неподражательная странность», нетипичная для ребёнка и резко отличающая его от других сверстников. Наиболее ярко эта мысль прозвучала в сценах, описывающих детские годы Татьяны Лариной, которая «в семье своей родной казалась девочкой чужой».

Во второй главе мы рассмотрели особенности изображения игровой деятельности в повести Толстого «Детство» и Гарина-Михайловского «Детство Тёмы». Игровые сцены в повести «Детство» представлены в главах «Игры» и «Ивины», где Толстой показал, что в творении особого мира игры огромная роль принадлежит фантазии «дитяти», его воображению, преобразующему предметы. «Алхимия фантазии», присущая детям, побуждает героев повести среди русских берёзок и большого общества охотников затеять ролевую игру в Робинзона. Желание детей помогает объяснить психолог Джордж Селли, считающий, что «интерес, представляемый игрой ребёнка, заключается в том, что в неё видимым образом обнаруживаются плоды его сокровенной фантазии. Изображая Робинзона Крузо, …ребёнок — искатель приключений, выходит за пределы своего настоящего Я и за пределы своего повседневного мира. Разыгрывая свою роль, он в своём воображении изменяет всё окружающее, и оно получает тот вид и смысл, который в данный момент требуется этой ролью».

Толстой воспринимает игру с позиции психологии возраста. Ролевая игровая деятельность свойственна детям, то есть Николеньке и девочкам. Для них важны правила и роли, и они подчиняются им. Володя всем своим поведением нарушает условность игры. Такое поведение персонажа психологически объяснимо: он взрослый, «наслаждения игрой» его возрасту уже не свойственны, так как психические процессы этого героя находятся на иной стадии развития, чем у детей.

В ходе анализа данной «игровой сцены» мы провели психолого-филологический эксперимент, цель которого — доказать, что игра в контексте этой главы является важным художественным средством в раскрытии характеров Николеньки Иртеньева и Серёжи Ивина и одним их способов выражения авторской позиции.

Мы разработали две модели, в качестве примера приведём одну из них.

Модель первая рисует игру как обычное действие без правил. Предположим, что жалость и сострадание Николеньки Иртеньева были замечены и оценены Серёжей Ивиным, и тот, вместо того чтобы рассердиться и прогневаться, проявил иную реакцию, «уместную» для Николеньки в данной ситуации, например, расплакался и прекратил игру.

Такая модель эпизода не высветила бы психологии игры. В иной реакции Серёжи не нашла бы проявления его попытка показать свою силу и ловкость, свойственные его возрасту. В данном случае Серёжу, как и Николеньку, не интересовали бы правила игры, а это значит, что он в своём внутреннем развитии находился бы на одном уровне с ним. Но не это важно Толстому. Писатель — психолог стремится показать разницу в мировосприятии детей-ровесников. Отсюда — разная психология игры у каждого.

Таким образом, игра выступает в контексте данной главы как важное художественное средство, помогающее раскрыть характеры героев повести, выявит авторское к ним отношение, и косвенно, через восприятие Николеньки, постичь мотивы поведения Серёжи Ивина.

Итак, проблема игры сыграла важную роль в понимании самого феномена детства: по мнению В. В. Зеньковского, « на разрешение именно этой проблемы и добилась современная психология детства понимания душевной жизни ребёнка».

Рассматривая психологию игры и особенности изображении игровой деятельности в детской литературе 19 века, а именно в повести Л.Н. Толстого «Детство» и повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы», мы пришли к следующим выводам:

Игру следует рассматривать как деятельность, свойственную детскому возрасту.

Художественное изображение игры писателями опирается на достижение учёных-психологов в области психологии детской игры.

В художественных произведениях игра является: а) средством раскрытия характера героя-ребёнка; б) способом постижения персонажем-ребёнком окружающего его мира.

Перспектива дальнейшей работы видится нам в рассмотрении воплощения психологии игры в произведениях детской литературы писателей 20 века и современности и сопоставления игровой деятельности, отражённой в произведениях разных писателей. 


Автор:  Волкова Яна, 11ЛГ класс
Научный руководитель — Перепёлкина Лариса Петровна