Отличительной чертой произведений Достоевского является то, что все они многоголосны, «полифоничны», то есть нет в них героя, который бы не являлся отражением какого-то определенного мировоззрения, своей жизненной правды. Поэтому каждый образ, созданный Достоевским, достоин того, чтобы быть услышанным. Во главе большого романа Достоевского всегда стоит одна какая-нибудь необыкновенная, значительная, загадочная человеческая личность, и все герои писателя занимаются самым важным и самым главным жизненным делом — разгадкой тайны этого человека. Этим определяется композиция романов-трагедий писателя. Все лица и события в «Преступлении и наказании» располагаются вокруг Раскольникова.
Главного героя характеризуют мать, сестра, Разумихин, Порфирий, Соня, Свидригайлов — почти все действующие лица романа. «Правда» героя сталкивается с «правдой» Сони Мармеладовой, Свидригайлов и Лужин рисуются как психологические двойники, Порфирий Петрович «разгадывает» Раскольникова, судьба матери, сестры и Мармеладовых является толчком к совершению преступления.
Однако нам известно, что существует и множество других второстепенных и эпизодических героев, роль которых чаще всего остается неясна читателям.
Недостаточная изученность роли второстепенных и эпизодических персонажей в романе определяет актуальность избранной темы. Целью данной работы является выявление и классификация роли второстепенных и эпизодических персонажей в романе в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Анализ романа в указанном направлении поставил ряд основных задач:
1. Определить круг второстепенных и эпизодических персонажей романа, не рассматриваемых в школьном изучении.
2. Проследить сюжетную реализацию выбранных персонажей.
3. Установить идейно-композиционное значение выбранных персонажей.
4. Найти основания для классификации роли второстепенных и эпизодических персонажей.
В ходе работы были выявлены три основные функции второстепенных и эпизодических персонажей в произведении, а именно: раскрытие образа Раскольникова, изображение эпохи в романе и идеология произведения.
Ряд персонажей введен в роман с целью раскрытия образа Раскольникова: это такие герои, как хлопотун Разумихин, безызвестная невеста Раскольникова, две дамы в конторе квартального надзирателя, а также девочка на бульваре и мещанин, встреченные Раскольниковым на улицах Петербурга. Сюда можно также причислить детей Катерины Ивановны и пьяницы — бедняка Мармеладова. Кроме того, ряд персонажей помогает нам глубже прочувствовать эпоху, в которой происходит действие романа: это и карикатурный Лебезятников, и немки Ресслих и Липпевезхзель, а также девушка, встреченная Раскольниковым на бульваре, две дамы, яркий представитель того времени — типичный шестидесятник господин Зосимов.
И, наконец, к группе персонажей, определяющих идеологию романа, можно причислить таких героев, как господин Порох, Лебезятников и Разумихин, благодушная кухарка Настасья, девочка на бульваре, утопленницы, которые встречаются читателю на страницах романа, двое Миколок и две дамы, Дети Катерины Ивановны.
Именно на них подробнее остановимся. Это обусловлено рядом причин.
Во-первых, каждый из рассматриваемых здесь второстепенных персонажей (а именно, Лида, Коля и Поленька) представляют собой законченные образы и введены Достоевским в роман с определенной целью. Также дети Катерины Ивановны несут в себе все три из выше приведенных в исследовательской работе функций, каждой из которых была посвящена отдельная глава основной части работы. В соответствии с этим для них отведена отдельная глава, направленная на раскрытие образов данных второстепенных персонажей в романе и выявление их основных функций.
Первое упоминание о детях встречается во второй главе первой части произведения. Их отчим Мармеладов упоминает о них вскользь. Характерно то, что дети все именно разного возраста, то есть являют собой разные этапы развития человеческой души от ребенка до самостоятельной, практически сформировавшейся личности.
Потом Раскольников видит этих детей, когда приводит Мармеладова домой. Одним абзацем Достоевский описывает их всех последовательно, начиная с младшей девочки. Характерен тот факт, что дети безмолвны в этом эпизоде. Они здесь даны скорее как интерьер, подчеркивающий бедность и убогость жизни Мармеладовых. Подробно описывается противоестественное их положение или состояние. Худоба детей, нищенская одежда, угнетающее эмоциональное состояние — все это, усиливает картину социальной несправедливости по отношению к детям и обнаруживает глубокий социальный кризис общества, в котором зародилась преступная идея Раскольникова.
Обратим внимание на то, что снова упоминается возраст детей, автор подчеркивает, что чем старше ребенок, тем острее его восприятие происходящего. Причем, чтобы отгородиться от того ужаса, что их окружает, каждый из детей выбирает свой образ поведения в зависимости от возраста.
С развитием сюжета произведения показано, как разрастаются рамки человеческой трагедии этих детей, переходя из единичной в общенациональную. В каждом эпизоде дети становятся свидетелями гибели человека, духовной или физической.
Отдельно хотелось бы сказать об образе Поленьки в романе. Она являет собой переходный, решающий этап в жизни человека, когда решается судьба. Ещё не совсем взрослая, но уже достаточно чуткая, именно Поленька имеет разговор с Раскольниковым, после которого так сильно меняется его душевное состояние.
Характерно описание состояния девочки до и во время разговора с Раскольниковым: до этого разговора в глазах ребенка мы видели лишь тоску, тревогу, ожидание чего-то плохого. Однако поручение сестры Сони и матери ей понравилось, поэтому теперь ее личико по-детски веселое, улыбающееся, она обещает молиться за Раскольникова, ему же приятно на нее смотреть, он счастлив. Поля никогда бы не смогла обнять Раскольникова или пообещать молиться за него, если бы почувствовала в нем убийцу. Отсюда вытекает замысел автора: так как ребенка обмануть нельзя, он чувствует человека лучше, чем взрослые, то отношение Поленьки к Раскольникову раскрывает нам характер главного героя, его подлинную сущность. Отношение ребенка становится для Раскольникова великим стимулом к жизни, великим мерилом его поступков. Поленька разглядела в нем его вторую половину — гуманного, сострадающего человека. Поэтому Раскольников словно воскрес духом: «Есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Померяемся теперь!..» Таким образом, Поленька — ещё один эпизодический персонаж, раскрывающий нам подлинный, противоречивый характер главного героя.
Кроме того, в ходе разговора Поля простыми фразами характеризует основных персонажей романа. Через Поленьку показано отношение автора к своим героям, что помогает нам раскрыть основную идею произведения, идеологию романа.
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что образы и судьба детей Катерины Ивановны заостряет социальную несправедливость, царящую в обществе, показывает, насколько разрастаются рамки человеческой трагедии. Кроме того, неожиданная любовь Поленьки к Раскольникову рисует перед нами противоречивую натуру главного героя, показывает преобладающее светлое, гуманное начало. И наконец, «слезинкой ребенка» Достоевский измеряет ценность каждого человеческого поступка, ведь Поленька прямо или косвенно дает оценку Мармеладову, Соне, Раскольникову, Катерине Ивановне. Это позволяет глубже продумать и понять идеологию произведения.
В заключение хотелось бы сказать, что анализ произведения в соответствии с поставленными задачами показал, что наибольшее количество второстепенных и эпизодических персонажей введено в произведение с целью отображения идеологии романа. Это объясняется тем, что «Преступление и наказание» — роман в большей степени психологический, чем художественный.
История нравственного перевоспитания человека настолько потрясла мир, что миллионы людей сегодня называют Ф.М. Достоевского одним из самых выдающихся писателей за всю историю мировой литературы.