В июне 1941 года творческая жизнь учащихся в нашей школе оборвалась: началась Великая Отечественная война. В 1942 Виноградов Сергей Степанович вместе со своими учениками — выпускниками 1941 года ушёл на фронт. Многие из них не вернулись. В годы войны здание школы было отдано под эвакогоспиталь № 1651. А школа размещалась в одном из зданий на территории завода. Силами учителей и учащихся были заработаны деньги на постройку боевого самолета. В 1943 году школа получила благодарственное письмо за подписью И.В. Сталина. Учащиеся и учителя помогали работникам госпиталя всем, чем только могли: ухаживали за ранеными, писали письма, давали концерты. Эвакогоспиталь № 1651. Об этом периоде в истории школы напоминает мемориальная доска, установленная на здании школы в 1986году и архивные документы Министерства. В послевоенное время следопытам школы в результате многолетнего поиска удалось установить 87 фамилий работников госпиталя. Здесь и врачи, работники пищеблока, медстатистики, вещевого снабжения. Среди них врач — Гостенина Анна Ивановна.
Кира Протопопова (Ивлиева) работала в библиотеке госпиталя, носила и читала книги раненым. Она вспоминала, что в госпиталь очень часто привозили тяжело больных, за которыми нужен был постоянный уход. И она, наряду с санитарками, дежурила около них. Когда в госпитале был оборудован рентгеновский кабинет, Кира начала работать в нем В госпитале она проработала I год (1941–1942 гг.), затем уехала учиться в медицинский институт.
Выпускница школы № 17 г. Пензы Нина Тарасова (Соколова) в госпитале № 1651 работала с октября 1941 года по июль 1943 года. Сначала она была делопроизводителем в канцелярии, затем санитаркой в зубном кабинете у врача Веры Сергеевны Федюшиной. Работа была очень тяжелой. Выполняли все без исключения: принимали раненых, обмывали их, перевязывали, были даже донорами. Позже ее перевели в клиническую лабораторию. В 1943 году она уехала учиться в Туркменский Государственный медицинский институт в городе Ашхабаде, но в 1945 году ей пришлось вернуться в Пензу, где она окончила Пензенское педагогическое училище и поступила работать учителем начальных классов в нашу школу. Вместе с Ниной Тарасовой в госпитале работала Маша Титова. В 1942 г. она окончила курсы медицинских сестер. Затем по зову сердца пошла во фронтовой госпиталь ХППГ (хирургический полевой передвижной госпиталь) № 5210, который формировался в Пензе. С этим госпиталем в составе Воронежского, а затем первого Украинского фронта она прошла от Старого Оскола (Курская Дуга) до Праги.
В письме к ученикам школы, которое хранится в школьном музее, Мария Ивановна писала: «В разведку я не ходила, языков не приводила, и чины у меня малы, но тревожные бессонные ночи, взрывы снарядов, бомбежки, раненые и убитые на глазах, трудности, лишения пришлось пережить».
Дочь Марии Ивановны Титовой, учительница физики нашей школы О.Н. Петряшова, передала музею ее личные вещи и ксерокопии документов, подтверждающих получение наград. Медицинская сумка, термометр, фляжка, антисептики - ее постоянные спутники.
В Пензе эвакогоспиталь № 1651 был единственным сортировочным госпиталем (другие — стационарные). Здание располагалось рядом с железной дорогой недалеко от вокзала, куда прибывали поезда с линии фронта. Раненые сначала направлялись в сортировочный госпиталь.
Успешное функционирование сортировочного госпиталя, через который проходило большое количество раненых, во многом зависело от эффективной организации работы, правильного расположения его служб, от наличия медицинского оборудования, от квалификации кадров. Основным подразделением госпиталя была медицинская служба, включавшая приемное, хирургическое, физиотерапевтическое отделения и другие. Протопопова Ольга Ивановна, до войны работавшая врачом санчасти Велозавода, в 1941 г. была назначена начальником медицинской службы эвакогоспиталя № 1651. Позже капитан медицинской службы Ольга Ивановна Протопопова возглавляла работу всего госпиталя.
Бесперебойную работу медчасти также обеспечивали:
– отдел вещевого снабжения во главе со старшим лейтенантом А.Г. Пастуховым;
– отдел медицинской статистики под руководством Б.Н. Илышева;
– продовольственно-финансовая служба, начальником которой был
А.В. Ивлиев;
– пищеблок;
– политчасть, которую возглавлял комиссар госпиталя Бондаренко.
Местоположение этих подразделений было следующим: на первом этаже располагались санпропускник, аптека, кухня, отдел вещевого снабжения, кабинеты медстатистики, начальника медчасти, политчасть. Операционная, перевязочная, лаборатория находились на втором этаже. Множество классных комнат второго и третьего этажей были приспособлены под палаты для солдат и офицеров. Итак. На первом этаже находился санпропускник. Здесь раненых подвергали санитарной обработке: снимали повязки, мыли, переодевали. Затем отправляли на второй или третий этажи здания в перевязочную, операционную или палаты, где им оказывали необходимую квалифицированную помощь врачи, медсестры и другие сотрудники госпиталя. Через 10–14 дней раненых распределяли в зависимости от вида ранений по стационарным госпиталям Пензы и области или отправляли в другие города Поволжья, Урала, Сибири.
В госпитале были хорошо оборудованные операционная, рентгеновский кабинет, в котором работали врач-рентгенолог Н.И. Ионова и лаборантка К.С. Протопопова. Многие раненые солдатынаходили здесь и материнскую заботу, и квалифицированное лечение. Выпускник школы 1941 года, Лепилов Володя, ушедший на фронт в первые дни войны, вскоре был ранен. Этим письмом он просит своих родителей похлопотать о переводе его в госпиталь № 1651. О том, какие трудности пришлось преодолеть работникам госпиталя, поднимая солдат на ноги, можно судить по рассказам медсестер М.И. Титовой (Алешиной), А.Ф. Филипповой (Фадеевой), А.М. Якуниной (Новосельцевой), А.Н. Зайцевой и др. Были дни, когда после крупных сражений поступало до тысячи и более раненых. Госпиталь был переполнен. «Нам казалось, что поток искалеченных войной людей не кончится,» — писала Ф.В.
Остроумова, хирург, начмед госпиталя. Раненых приходилось размещать во всех помещениях, по два человека на кровать, на полу между кроватями. Не хватало лекарств, перевязочного материала. В такие дни к работе привлекались все сотрудника госпиталя, большинство которых были молодые женщины и выпускницы школ города. Помогали шефы — работницы Велосипедного и Часового заводов Они способствовали ремонту помещений, снабжению продуктами, мебелью, бельем, подарками для раненых. Работницы приносили в палаты газеты, книги , стирали, гладили, штопали белье, выполняли различные просьбы раненых. Ученики школы N6 выступали с концертами, читали письма из дома, выпускали боевые листки. «Такое милосердие, забота вселяли в людей уверенность, помогали окрепнуть и снова вернуться на поле сражения,» — писал в августе 1941 года И.М. Ионенко, находившийся на лечении в госпитале № 1651. Позднее его лечению в госпитале были посвящены страницы его книги «Жить и помнить».
Дольше других задерживались здесь военнослужащие с очень тяжелыми ранениями либо легкораненые.
Однако не всем бойцам удавалось выжить, порой тяжелые ранения были несовместимы с жизнью. Бойцы умирали от ран. Их хоронили на Митрофаньевском и Мироносецком кладбищах города. Подлечившиеся бойцы снова отправлялись в армию громить врага.
Случается так, что события давно ушедших лет неожиданным образом касаются и нашего времени.
Зимой 1998 года на адрес нашей гимназии пришло письмо. В нем жительница Молдавии, Анна Сергеевна Бутт, просила помочь ей найти могилу ее отца, умершего от ран во время войны в эвакогоспитале № 1651, находившемся в стенах нашей школы. Она сообщила имя отца — Сергей Федорович Титов — и даты его жизни — 1900–1944гг.
Могила была найдена поисковой группой нашей гимназии на Митрофаньевском кладбище. Снимки могилы с ответным письмом были отосланы в Молдавию. В мае 1999г. Анна Сергеевна приехала в Пензу. Растроганная тем, сколько учеников пришло ее встречать, Анна Сергеевна заплакала. Позже она плакала и на кладбище. Но всю важность свершившегося мы осознали лишь тогда, когда узнали историю жизни этой пожилой женщины, столько преодолевшей, чтобы найти могилу отца. Анна Сергеевна никогда не видела его, знала о нем лишь по фотографиям да рассказам матери.
Летом 2007 года совершенно случайно нашелся еще один боец, который подлечивался в нашем госпитале. Им оказался дед Потяевой Елены Евгеньевны, учительницы английского языка нашей гимназии, — Вайсман Михаил Исакович. Ныне кадровый военный, полковник Внутренних войск, а тогда рядовой боец Советской армии.
В здании школы госпиталь просуществовал до конца 1945 года, а затем был переведен на улицу Кирова 1 как гарнизонный госпиталь. Этот госпиталь работает и поныне.