Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве.
Там будут старые деревья
И будут яблоки в траве…
Предметом исследования является историей села Починки Башмаковского района Пензенской области — населенного пункта, просуществовавшего 300 лет и исчезнувшего с лица Земли так же, как когда-то в далеком прошлом исчезла легендарная Атлантида.
Цель работы — выяснить происхождение села, его названия, проследить вклад починковцев в историю своей малой родины, выяснить причины угасания жизни села, содействовать возвращению в массовое миропонимание чувство личной сопричастности к судьбе родной земли, интереса и уважения к своему прошлому.
В данной работе мы опирались на материалы Государственного архива Пензенской области, краеведческого музея Маратовской средней школы Башмаковского района, личного архива Буковой Елизаветы Ивановны, уроженки села Починки, а также воспоминаний старожилов села.
Как известно, историю села делают люди. Елизавета Ивановна Букова 28 лет руководила Починковским сельсоветом и внесла огромный вклад в развитие села Починки. О ее многолетнем добросовестном трудовом пути свидетельствуют правительственные награды. Среди них медаль «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941–1945 годов». В 2003 году ей было присвоено звание почетного гражданина Башмаковского района, с 1987 года она является председателем Совета ветеранов Починковского сельского совета.
Название села происходит от архаичного русского слова «починок» — место, расчищенное от леса под пашню, или выселок (небольшой новый поселок). Среди местных жителей бытуют две легенды о зарождении села. По обеим версиям, основателями села Починки являются переселенцы из соседних сел: села Сентяпино — по первой версии (насильственное переселение крепостных графа Уварова за долги и вольные мысли); села Студенка — по второй версии (добровольное переселение).
Первое официальное упоминание о селе Починки встречается в «Списках населенных мест Российской империи» (1864 года): «Деревня Починки (владельческая запись) при речке Маштъ, первый стан; по Тамбовскому тракту от города Чембар; по левую сторону того же тракта. Расстояние в верстах от уездного города 36; от станового квартала 24; число дворов 136; число жителей мужского пола — 430, женского — 424». Город Чембар вошел в состав Пензенской губернии до 1797 года. Следовательно, можно считать, что село Починки существовало еще до начала 19 века.
В начале прошлого века село Починки было очень большое, оно делилось на несколько улиц. У него было другое название — Родники, потому что в оврагах, появившихся здесь более трех веков назад, люди обнаружили богатейшие запасы чистейшей родниковой воды. Жители прочистили эти родники и сделали срубы. Колодцы рыли по 12 метров глубиной. На дне колодцев залегал пласт красного камня, отчего у воды был прекрасный вкус и качество.
Одной из достопримечательностей села была большая деревянная двуглавая церковь Дмитрия Солунского Мироточивого, здание которой просуществовало до 1930 годов. Красива была и школа. Она стояла на горе, в живописном саду, утопая в белых зарослях сирени.
Причиной угасания жизни села Починки явилась реорганизация (укрупнение) колхозов, проведенная в 1957 году по указу Президиума Верховного Совета СССР. Починковский сельсовет объединил тогда села Марат, Починки, Богданиха, Кандеевка, Кулеватово, Николаевка.
Последний житель Починок покинул свою малую родину в 1994 году.
Для каждого человека нет ничего ближе того места на земле, где он впервые увидел этот мир. Все дальше отодвигается прошлое и сведения о селе Починки. На примере его истории нам хотелось показать значение Малой Родины для человека. Благодаря людям, которые бережно хранят воспоминания и материалы о прошлом нашей Родной Земли, современная молодежь не теряет духовную связь поколений и их культуру.