Отличительной чертой произведений Достоевского является то, что все они многоголосны, «полифоничны», то есть нет в них героя, который бы не являлся отражением какого-то определенного мировоззрения, своей жизненной правды. Во главе большого романа Достоевского всегда стоит одна какая-нибудь необыкновенная, значительная, загадочная человеческая личность, и все герои писателя занимаются самым важным и самым главным жизненным делом — разгадкой тайны этого человека: Раскольникова («Преступление и наказание»), Мышкина («Идиот»), Ивана Карамазова («Братья Карамазовы»). Этим определяется композиция романов-трагедий писателя. Все лица и события в «Преступлении и наказании» располагаются вокруг Раскольникова, все вращается вокруг образа Раскольникова, все насыщено страстным к нему отношением, человеческим притяжением и отталкиванием от него.
Раскольникова характеризуют мать, сестра, Разумихин, Порфирий, Соня, Свидригайлов — почти все действующие лица романа. «Правда» Раскольникова сталкивается с «правдой» Сони Мармеладовой, Свидригайлов и Лужин рисуются как психологические двойники, Порфирий Петрович «разгадывает» Раскольникова, судьба матери, сестры и Мармеладовых является толчком к совершению преступления. В школьном изучении сложилась именно такая практика рассмотрения системы образов романа.
Однако нам известно, что существует и множество других второстепенных и эпизодических героев, роль которых чаще всего остается неясна читателям. Это и благородный Разумихин, и карикатурный Лебезятников, и такие, казалось бы, незначительные герои, как кухарка Настасья, госпожи Ресслих и Липпевехзель, двое Миколок, две дамы в конторе квартального надзирателя, невеста Раскольникова, мещанин на улице, дети Катерины Ивановны.
Недостаточная изученность роли второстепенных и эпизодических персонажей в романе определяет актуальность избранной темы. Целью данной работы является выявление и классификация роли второстепенных и эпизодических персонажей в романе в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Анализ романа в указанном направлении поставил ряд основных задач:
1. Определить круг второстепенных и эпизодических персонажей романа, не рассматриваемых в школьном изучении.
2. Проследить сюжетную реализацию выбранных персонажей.
3. Установить идейно-композиционное значение выбранных персонажей.
4. Найти основания для классификации роли второстепенных и эпизодических персонажей.
Прежде всего, стоит отметить, что роман «Преступление и наказание» неотделим от своей эпохи. Представления о социальных противоречиях и социальных бедствиях неправедного мира уже на первых страницах романа выразились у Достоевского в нищете, самым ярким символом которой являются девушки, вынужденные торговать любовью или столь задавленные безысходностью и бедностью, что решаются свести счеты с жизнью. Эти эпизодические герои не только рисуют нам социальную среду Петербурга, но и подталкивают Раскольникова к его преступлению.
Социальный кризис усугублялся еще и засильем в Петербурге иностранцев, особенно немцев.
Время сильно подчеркнуто в романе образом «нигилиста» Лебезятникова, второстепенного героя, специфического продукта 60-х годов.
Лебезятников смешон, но он не принадлежит к страшному миру, от которого отказывается Раскольников. В основе представлений Лебезятникова лежит иная концепция мира, чем у Раскольникова. Он слишком сильно верит в силу теории и убеждения. В итоге мы видим, что образ Лебезятникова приобретает более существенное смысловое значение, он становится альтернативой Раскольникову. Лебезятниковым Достоевский показал, почему путь, таившийся за ним, был неприемлем для Раскольникова, и мало того еще более сосредоточил последнего на его собственной идее.
Опровержение первооснов искаженных Лебезятниковым теорий Достоевский поручил в романе Разумихину, второстепенному герою, выступающему нередко в качестве рупора «почвеннических» взглядов самого Достоевского.
Разумихин придает больше значения человеку, чем его принципам. Разумихин уважает душу человека и отрицает поэтому любые теории, обезличивающие человеческую натуру. Поэтому он враг всякой исключительной, всепоглощающей и всеподавляющей теории.
Вложив в душу Раскольникова любовь и презрение к людям как противоречивую, но единую идею, Достоевский объединил и синтезировал в своем образе безграничное сострадание и стремление помочь и очистить мир с необъятною жаждою власти. Поэтому в душе Раскольникова идет жестокая, непримиримая борьба правых и неправых целей.
«Уже в следующую минуту это становится не тот человек, что был в предыдущую», — пишет Достоевский. Это столкновение противоположных характеров проявляется во всем — в его речи, мыслях, сознании и подсознании и даже во сне. И конечно, эту раздвоенность Достоевский подчеркивает введением в роман эпизодических героев.
Не случайно появляются в романе и герои с одинаковыми именами. Оба они носят имя этого святого угодника Николая. Достоевский был величайшим диалектиком, и поэтому антиподом чистого и невинного сердцем Миколки-красильщика является пьяный деревенский парень Миколка, насмерть забивающий лошадь.
Две эпизодические героини, дамы в полицейском участке, одна в трауре, бедно одетая, другая — очень полная и багрово-красная, с пятнами, не случайно, вероятно, выделены из толпы: обе они органически вырастают из преступления Раскольникова. Дама в трауре — частица несчастной совести тяжко согрешившего Раскольникова; пышно одетая дама, багрово-красная (опять не случайно «красная»), содержательница публичного дома, попирающая землю и не испытывающая при этом никакого угрызения совести, — следствие преступной теории Раскольникова. Таким образом, второстепенные и эпизодические герои Достоевского не только обрисовывают нам среду, в которой совершается преступление, но ещё и раскрывают нам то, что творится во внутреннем мире героя. Более того, раскрыв их предназначение в романе, мы можем сказать, что эти второстепенные герои проецируют развязку романа.
Раскольников должен во имя своей теории отступаться от тех, за кого страдает. Действительно, убив старуху, он, кроме того, отправил в иной мир ни в чем не повинную Лизавету, сестру ее, почти «святую». Более того, Раскольников готов был послать на каторгу вместо себя верующего Миколку. Получается, что он должен презирать, ненавидеть и убивать тех, кого любит, тех, ради кого он жертвует своим нравственным спокойствием. Он не может этого вынести. Случай с «невестой» уже может подсказать читателю развязку романа.
Настасья, кухарка и служанка, второстепенная героиня, инстинктивно чувствует, что с Раскольниковым не все в порядке. Действительно, народ восстает против той страшной теории, которую придумал Раскольников.
Изучение научной литературы и анализ литературного материала позволили сделать следующие выводы. Основанием для классификации второстепенных и эпизодических персонажей стало определение их функций. Было выявлено, что большинство персонажей выполняют несколько функций.
Позволим себе, используя читательский опыт, определить значение каждого героя в романе. Главный герой, Раскольников, окружён второстепенными и эпизодическими персонажами разной функциональной степени. Второстепенные герои первого уровня: мать, сестра, Соня, Свидригайлов, Лужин, Порфирий Петрович, Разумихин, Лебезятников, старуха-процентщица. Второстепенные герои второго уровня: Мармеладов, Катерина Ивановна, дети Катерины Ивановны, Лизавета, Настасья, Зосимов, Порох, Никодим Фомич, Замётов. Эпизодические герои: невеста Раскольникова, двое Миколок, две дамы, девушка на бульваре, девушка из сна Свидригайлова, утопленница, мещанин, Ресслих и др.
В работе выяснялась роль тех персонажей, которым уделяется недостаточное внимание в школьном изучении. Результаты исследования представлены в таблице.
|
Раскрытие образа Раскольникова |
Изображение эпохи
|
Идеология романа |
|
Разумихин |
Лебезятников |
Разумихин |
|
Невеста |
Липпевехзель |
Лебезятников |
|
Двое Миколок |
Ресслих |
Порох |
|
Две дамы |
Две дамы |
Настасья |
|
Девочка на бульваре |
Девушка на бульваре |
Девочка на бульваре |
|
Мещанин |
Утопленница |
Двое Миколок |
|
Дети Катерины Ивановны |
Зосимов |
Две дамы |
|
|
|
Дети Катерины Ивановны |
|
|
|
Утопленницы |
Таким образом, мы можем наблюдать, что более всего Достоевский прибегает к созданию второстепенных и эпизодических образов для отображения идеологии в романе «Преступление и наказание». Это можно объяснить тем, что роман в большей степени психологический, чем художественный.