Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

На первый взгляд физика и литература — вещи несовместимые, ведь физика — точная наука, изучающая и объясняющая разнообразные природные явления, а литература — это чувства, фантазии, переживания.… Как же можно поставить рядом две столь разные науки? И тем не менее и физика и литература так или иначе рассказывают нам о физических явлениях. Вот только цель физики — объяснить их с научной стороны, а цель литературы — описать их прелести или, возможно, недостатки, описать чувства, связанные с тем или иным явлением.

Таким образом, природа — звено, которое связывает науки. Описывать литературных героев, создавать их образы, показывать психологическое состояние издавна помогают физические явления.

Литература и искусство развивают в нас поэтическое восприятие природы. Постигая одновременно физику литературных произведений, мы совмещаем эмоциональное восприятие с рациональным.

Мир физических явлений многообразен. Сюда входят и небесные тела, и механические явления, и изменения агрегатного состояния, и световые явления, и звуковые, и многое другое. И, конечно, каждое из этих явлений находит себя в литературных произведениях.

Пожалуй, самыми распространёнными будут звуковые явления, ведь почти во всех произведениях герои кричат, свистят, молчат, слушают. Например, «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.» М.В. Ломоносова: «Молчите, пламенные звуки, И колебать престаньте свет», а также: «…и шум в полках со всех сторон звучащу славу заглушает, и грому труб её мешает плачевный побеждённый стон». В знаменитом стихотворении А.С. Пушкина «К морю»: «Как я люблю твои отзывы, глухие звуки, бездны глас, и тишину в вечерний час, и своенравные порывы».

Без света не обходится ни один вечер ни в нашей жизни, ни в жизни литературных героев. Правда, если мы пользуемся электричеством, то во времена Пушкина, Лермонтова, Толстого освещали помещения свечами. Свечи постоянно упоминаются в произведениях М.Ю. Лермонтова («Герой нашего времени» повесть «Тамань»): «Я его оставил в покое, взял свечу и вошел в хату»; А.С. Грибоедова («Горе от ума»): «Свечей побольше, фонарей!»; А.С. Пушкина («Евгений Онегин»), где Татьяна «вставала при свечах». О световых явлениях мы находим упоминание в произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в главе «Тамань»: «Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты». И «вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень».

Интерес к небесным телам всегда заставлял писателей и поэтов писать о луне и звёздах. А.С.Пушкин: «Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела». Наиболее любопытным было солнечное затмение: в «Слове о полку Игореве» есть упоминание о нём, то есть о затмении естественного источника света: «Тогда Игорь взглянул на свет, солнце и увидел, что прикрыло оно всё его войско тьмою».

Многие русские сказки описывают переход воды из одного агрегатного состояния в другое. Например, в сказке «Лисичка сестричка и волк» описывается следующее: «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело то было зимой. Уж сидел он целую ночь, хвост его и приморозило». Здесь говорится о переходе из жидкого состояния в твёрдое, то есть о кристаллизации. В сказке «Снегурочка», наоборот, говорится о превращении жидкости в пар — о парообразовании.

Явления плавания и кристаллизации хорошо описал в романе «Ледяной дом» И.И.Лажечников: «…Самый чистый лёд, наподобие больших квадратных плит, разрубали, архитектурными украшениями убирали, циркулем и линейкой размеривали, рычагами одну ледяную плиту на другую клали, и каждый ряд водою поливали, которая тотчас замерзала и вместо крепкого цемента служила…»

Туман несколько раз упоминается в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»: «Туман стал так силён, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собой, … в лощинах, где началось дело, был всё ещё густой туман … туман сплошным морем расстилался понизу…»

Таким образом, мы видим, что порой физики в литературных произведениях даже больше, чем, например, чувств. 


Автор:  Мукина Мария, 10 ЛН класс
Научный руководитель — Петряшова О.Н.