Данная работа посвящена селу Арбеково, а точнее, людям, которые жили и живут в нем, людям, которые прославили это село своим трудом на благо Отечества.
В исследовании были использованы сохранившиеся архивные документы и сведения, полученные в ходе бесед с жителями села, материалы из СМИ.
Про то, что на карте Пензы появилась 381-я улица, вы, наверное, уже слышали, и ее название — Арбековская — не вызовет у вас удивления, так как в последние годы городская территория города значительно увеличилась за счет близлежащих сел и деревень. Терновка, Валяевка, Кривозерье и Побочино — вот неполный их перечень. В этот список теперь смело можно включить и село Арбеково. Его переход в черту города был достаточно длительным: начиная с 1988 года в течение 17 лет село разными постановлениям администрации города Пензы то становилось городской территорией, то опять становилось селом. И лишь 26 августа 2005 года сессия Госдумы приняла решение снова включить село Арбеково в городскую черту. Так появилась улица Арбековская.
Хочу заметить, что каждое село, вошедшее в состав города, имеет свою историю, и, разумеется, есть она и у села Арбеково.
Вот как это было. В XVII веке, когда угроза крымских и ногайских татарских вторжений на территорию Московского государства все еще оставалась, русское правительство предприняло сооружение новых засечных черт. В 1676 году последовал царский указ: «...от города Пензы до Ломовской засеки для прихода воинских людей (ордынцев) сделать вал и острожки и поселить слободы». Одной из таких слобод стала Конная слобода, она в те времена располагалась в северной части города. Население Пензы состояло из служилых (конные и пешие казаки, пушкари, воротники) и посадских людей. От служилых людей требовалось, чтобы они умели хорошо владеть оружием, проявляли бесстрашие в бою. Им по царскому указу предоставлялись определенные льготы. Они наделялись землей и кроме службы занимались хлебопашеством, ремеслом и торговлей. Посадским же правительство не давало земли, им разрешалось иметь лишь небольшие сенокосные угодья, поэтому они могли кормиться только ремеслом и мелкой торговлей. Согласно документу XVII века — «Строельной книге» — в Конной слободе первоначально проживало 132 «переведенца» из числа конных казаков. Они получили в надел 9 четей (18 гектаров) земли. В начале XVIII столетия их насчитывалось уже 230 человек. Число казаков год от года прибавлялось, и земель для проживания было мало. Остро стоял вопрос расселения. Кроме того, в те времена правительство раздает земли служилым людям. Среди таких людей и оказался пятидесятник Семен Арбеков.
Ценные сведения об этом периоде содержатся в документе «Пензенские десятни». В них сказано, что пятидесятник Семен Арбеков, сотник Григорий Сажин и Григорий Тресогузов, состоявшие в те годы на службе у Московского государства и охранявшие от кочевников линию Пенза–Рамзай–Мокшан, ушли на необжитое место, к западу от посада. Первоначально они построили глиняные избушки — мазанки, перевезли сюда свои семьи и стали заниматься хлебопашеством. Они также стали разводить коров, свиней, овец, лошадей. Согласно найденному в архиве документу «Список поселенных мест Пезенской губернии за 1864 год» местность, на которой поселился Семен Арбеков, называлась Выселок из Конной слободы г. Пензы, затем Выселки казенные при родниках, Арбеков хутор и позднее село Арбеково. Арбековский хутор был расположен на расстоянии 12 верст от города и 33 версты от станового квартала. Существует несколько версий о названии сел, которые передаются по наследству. По всей вероятности, эта местность названа по фамилии первопоселенца Семена Арбекова. Работая в областном архиве, мы познакомились с Арбековой Светланой Михайловной, принадлежащей к династии Арбековых, ее генеалогические корни рода Арбековых прослеживаются в документах как об Арбековом хуторе, так и о Конной слободе. Она рассказала иную историю названия этой местности. Эта версия передается из поколения в поколение: «Давно это было. По проселочной дороге на лошади, запряженной в арбу (так по-татарски называлась повозка), ехал казак по имени Семен. Арба была нагружена огромным стогом сена. Навстречу ему ехал татарский сборщик податей — бек. Семен не уступил ему дорогу, и его повозка полетела в колею, но бек оценил смелость Семена и даровал ему близлежащие земли, которые назвали Арбековскими по слиянию слов «арба» и «бек», а образовавшееся поселение — Арбековским хутором». Но есть версия, что село Арбеково — это бывшее поместье рода Арбековых. Старожилы села помнят и барский дом, в котором после революции 1917 года размещалась школа и барский пруд, богатый рыбой…
В 1913 году в Пензенской губернии была проведена подворная перепись крестьянских хозяйств. В ней значилось, что в селе Арбеково число дворов достигло 84. Работая с уцелевшими метрическими книгами за 1882–1885 годы, удалось выявить, что на территории хутора проживали Арбековы, носящие имена Григорий, Иван, Яков, Козьма, Дмитрий, Максим, много Арбековых проживало и в городке Конной слободы. Представленная генеалогическая схема рода Арбековых составляет 78 человек за период с 1711 по 1902 год, она была собрана дядей Светланы Михайловны — Александром Павловичем Арбековым, которому, к сожалению, из-за тяжелой и продолжительной болезни не удалось собрать дальнейшие сведения о роде Арбековых, но Светлана Михайловна намерена продолжить его дело
От Светланы Михайловны Арбековой мы также узнали, что 35 лет назад на месте Гусиловского рынка было шесть домов, принадлежащих Арбековым. Один из домов принадлежал Арбекову Ивану Степановичу, прадеду Светланы Михайловны, у которого было пять сыновей.
События, происходившие в стране, не обошли стороной
род Арбековых и жителей Арбекова хутора. Когда грянула революция 1905–1907 годов, Пензенский край бушевал фабричными демонстрациями, стачками, массовыми крестьянскими волнениями. Пылали усадьбы богачей в Голицине и Дертеве, Рамзае и Долгорукове, Чемодановке и Арбекове. Вооруженной до зубов жандармерии ценой больших усилий и жертв удалось усмирить бунтовщиков.
Из истории Пензенского края нам известно о чудовищной расправе в 1907 году в Арбековской роще над революционно настроенным гимназистом Николаем Пчелинцевым — вожаком боевой дружины. Да и после революции над Арбековом висели черные дни столыпинской реакции. Здесь, на месте казни Пчелинцева, совершалось глумление — расстрел участников революционного движения. На глазах местных жителей тяжелейшую смерть приняли Егор и Яков Кулагины, Никита Кочергин, Трофим Колокольцев. Они отдал свои жизни борьбе за светлое будущее. Память о героях священна. В 1928 году президиум Пензенского губисполкома издал постановление, в котором говорилось, что место павших героев является историко-революционным заповедником. В лесу, в километре от Арбекова, установлен обелиск-стелла с надписью «Бессмертен в веках подвиг борцов за народное счастье». За могилами погибших долгое время ухаживали местные жители.
В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. жители села Арбекова с честью защищали свою Родину. Не всем удалось вернуться с фронта. Во Всероссийской книге «Память» Пензенской области среди погибших и пропавших без вести воинов есть и бывшие жители села Арбекова и Малой Валяевки. В этой книге есть данные о младшем сержанте Арбекове Викторе Акимовиче, он погиб в бою 30 января 1945 года на территории Латвии, и об Арбекове Павле Михайловиче, он пропал без вести в мае 1942 года. Их имена навечно занесены в книгу Памяти мемориала «Воинской и трудовой славы пензенцев».
Жители с фамилией Арбековы прославили село и в мирное время, причем своими корнями многие из них связаны с селом Арбеково. Фамилия Арбековых очень распространена в Пензе. Только в справочнике абонентов телефонной сети значится 22 абонента с фамилией Арбековы, причем пятеро из них выходцы из села Арбекова.
Хочется также отметить, что теперь арбековцы, став городскими жителями, смогут работать на новом предприятии по выращиванию цветов, в частности, роз, которое откроется на месте бывшей свинофермы, наверняка среди работников будут и Арбековы.
Данная работа может быть использована на уроках и классных часах по краеведению.