С незапамятных времен происхождение жизни было загадкой для человечества. С момента своего появления, благодаря труду, человек начинает выделяться среди остальных живых существ. Но способность задать себе вопрос «откуда мы?» человек получает сравнительно недавно, в начале нового каменного века.
В настоящее время существуют две основные точки зрения по поводу происхождения человека — материалистическая и идеалистическая, которые зарождались в античные времена.
Первый, религиозно-идеалистический подход, исходил из того, что возникновение жизни не могло осуществиться естественным образом — жизнь является следствием божественного творческого акта.
Наряду с таким идеалистическим подходом еще в древности сложился и материалистический подход, в основе которого лежало представление о том, что живое может возникнуть из неживого под влиянием естественных факторов.
Еще Карл Линней в XVIII веке поместил человека в один отряд с приматами, хотя сам был сторонником идеалистического происхождения человека. Дарвин первым решился запустить «бомбу замедленного действия», создав теорию о происхождении человека от живого. Палеонтологические открытия предков человека, сделанные в начале
XX века, подтвердили теоретические основы учения Дарвина.
Несмотря на подтверждение теории практикой, единого мнения по этому вопросу не существует. Сегодня в США в некоторых штатах просто запрещают преподавать эволюцию человека, основанную на дарвинизме.
Ответы на вопросы дает нам современная наука антропология, занимающаяся происхождением человека. Антропология изучает человека как социальное и биологическое существо.
Антропогенез — процесс происхождения человека, становление его как биологического вида в рамках социогенеза, т.е. становления общества. Исследование антропогенеза включает в себя изучение прямых и косвенных доказательств родственных связей человека и животных и, в первую очередь, родства человека и высших (человекообразных) обезьян. Прямые доказательства — костные останки ископаемого человека и его предшественников.
Поскольку нашими ближайшими ныне живущими родичами являются африканские человекообразные обезьяны, поиски предполагаемого общего предка этих обезьян и человека велись главным образом в Африке.
Начальные стадии антропогенеза начались 2,5–3 млн. лет назад с возникновением австралопитека африканского. Однако часть современных специалистов не считает какую-либо известную разновидность австралопитека прямым предком современных людей, а полагает, что это была боковая ветвь эволюции.
Совершенствование орудий труда и развитие человека привели к следующему периоду антропогенеза, представленному современными людьми (Homo sapiens). Современный вид человека включает всего два подвида: неандертальцы и люди современного морфологического облика.
Долгие годы обсуждался вопрос, где место неандертальцев на эволюционном древе и могло ли происходить скрещивание между ними и Homo sapiens в период их сосуществования на протяжении десятков тысячелетий. Ответ — хотя и не окончательный — получен совсем недавно при исследовании ДНК неандертальца. Генетик Сванте Пэбо — тот самый, который изучал ДНК из египетских мумий, изучал клетки ДНК из останков неандертальца, имеющих возраст нескольких десятков тысяч лет. Несмотря на то, что ДНК была сильно фрагментирована, ученым удалось с помощью самого современного метода анализа ДНК установить нуклеотидную последовательность небольшого участка митохондриальной ДНК.
Сравнение ее с ДНК современного человека показало, что они значительно отличаются. Полученные данные позволяют предположить, что неандертальцы составляли отдельный, хотя и родственный человеку вид.
Скорее всего, скрещивание этих двух видов было невозможно — слишком велики генетические различия между ними. Следовательно, в генофонде человека нет генов, полученных от неандертальцев.
В пользу наяпитековой интерпретации хабилисов говорят как их морфология, так и этология: ведь свои галечные орудия они могли применять только на побережье.
Происхождение людей от антропоидных обезьян подтверждается сходством их анатомии, физиологии, этологии, иммунологии и генетической структуры, а также находками костных остатков и в целом не вызывает в естествознании сомнений.
К нерешенным проблемам антропогенеза относятся также загадочные причины утраты людьми шерстяного покрова, хотя даже в тропиках по ночам холодно и все обезьяны сохраняют шерсть. Столь многочисленные тайны в реконструкции исходной формы человека свидетельствуют о том, что в современной теории антропогенеза есть какой-то крупный пробел.