Литература всегда поднимала духовные проблемы, выдвигая на первый план внутренний мир человека. Если считать, то основным предметом искусства остается характер человека, то психологизм можно рассматривать как способ раскрытия характера в процессах внутренней жизни героев. Обращение к духовному миру человека всегда актуально. Наиболее яркое, на наш взгляд, отражение в творчестве многих писателе нашла вечная проблема любви. Ее актуальность и натолкнула нас на проведение данной научной работы.
Основная цель нашей работы — раскрыть тему первой любви в литературе XIX–XX веков. Эта цель выдвинула ряд задач:
- рассмотреть особенности раскрытия данной темы в творчестве И.С. Тургенева и И.С. Шмелева;
- выявить специфику разработки темы первой любви в произведениях этих писателей;
- сделать выводы по значимости данной темы в литературном процессе.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы работы:
- наблюдение над литературными фактами (анализ);
- литературное сравнение;
- сравнение литературного произведения с кинематографической интерпретацией.
Для исследования мы взяли повесть И.С. Тургенева «Первая любовь» и рассказ И.С. Шмелева «Весенний ветер».
Во всех описаниях состояния первой любви автор постоянно отмечает: 1) эти состояния побеждаются, преодолеваются молодостью; 2) эти состояния неповторимы, преходящи (это уже взгляд взрослого человека), наконец, 3) состояние первой влюбленности — это состояние покорности, порабощенности.
Сохранилось свидетельство о том, как Тургенев понимал любовь. Он уверял, что любовь — чувство совершенно особой окраски, что любовь оказывает на человека влияние, не сравнимое с влиянием любого иного чувства, что всякий, кто по-настоящему влюблен, как бы полностью отрекается от себя.
Любовь, свобода и подчинение в любви — основная внутренняя тема произведения.
Но власть в любви оказывается призрачной, оборачивающейся подчинением по отношению к силам, стоящим над любящими друг друга людьми. Одна из таких сил — другие люди, зависимость даже сильного человека от другого человека. «Он ходил просить о чем-то матушку и, говорят, даже заплакал, он, мой отец!». Другая сила — рок, судьба, само существо любви. Таких слов в повести не произносится, но любая любовь — хоть первая, хоть последняя — не во власти людей.
В конце повести любовь сравнивается с восприятием человеком вообще жизни. Смерть отца и Зинаиды подчеркивают трагический характер такой любви, которая сжигает человека, но не дает ему нравственного удовлетворения. Нигде в повести не оценивается любовь с позиции христианской нравственности, в пределах которой очарование — это прелесть, погружение человека в грех, но, как видим, указание на христианство есть. Ближе всего к видению жизни с народной точки зрения Тургенев подошел в рассказе «Живые мощи» (1874), но в конце жизни склонился к мистическому осмыслению проблемы «любовь и смерть». Тургенев изображает любовь как «счастье» и в то же время «отраву» (по словам Петра Васильевича), видит людей в их межличностных отношениях, абсолютизирует чувство зависимости человека от человека.
Любовь, в понимании Тургенева, имеет свою оборотную, радостную и смягчающую чувство трагизма сторону. В «Первой любви» Тургенев утверждает понимание любви как неизбежного подчинения и добровольной зависимости, как стихийной силы, господствующей над человеком. И вместе с тем главная тема повести — это непосредственное обаяние первой любви, не тускнеющей от тех обвинений, которые возводит против этой грозной силы автор… Тургенев развивает философию любви как силы, подчиняющей себе человека, порабощающей его, и в то же время восхищается красотой любовного чувства, несмотря на то, что по мысли автора, чувство это не приносит человеку счастья и часто ведет его к гибели, если не физической, то нравственной.
Человек у Тургенева остается пассивным орудием вне его лежащих сил. Он не творец собственного счастья и не устроитель своей судьбы. Правда, для того, чтобы понять это, он должен пройти длинную цепь стремлений к счастью, падений и разочарований. Зато потом, когда на жизненном опыте подтвердится печальная истина, человеку не остается ничего другого, как сознательно отказаться от претензий на личное счастье ради внеличных целей, ради того, что он считает своим нравственным долгом.
Авторское видение и изображение мира и человека в рассказе И.С. Шмелева симфоническое. Многоголосое начало рассказа: описание весны, которое задает общий взволнованно-радостный эмоциональный тон всему повествованию и пронизано лейтмотивом ветра как символа пробуждающейся жизни. Весна воссоздается описанием реалий бытовой и трудовой жизни людей, родных и близких персонажу запахов, красок.
Шмелев всегда видит и изображает своих персонажей из глубины народной жизни, поэтому первая встреча влюбленных молодых людей вписана внутрь картины весеннего праздничного торга. «Федя — в толпе, и его оглушает и гоготом, и писком, и щелканьем, и треском, и свистом-ревом, — всем миллионным гулом народной Вербы».
Мир этот — разный. В нем — не идеализированные персонажи: здесь и обманщики, и «красноносая фигура с оборванным карманами, и грубые гимназисты, и мужчина, «слащаво» смотрящий на Нину, и пьяница, и «исконная Россия». «Мужики в охабнях — в полушубках, с широкими откидными воротами, в дремучих шапках, — исконная Россия». Мир этот не только многолик, но и многоголос — через голоса (выкрики торговцев, мольбы просящих милостыню…) воссоздается широкая картина народной жизни. Речь народная может быть и грамматически неправильной, но в основе своей она — яркая, точная, с шуткой-прибауткой, припевочкой.
Шмелев видит и изображает первую любовь как чистое, восторженное чувство, такая любовь становится символом родины, ее молодых могучих сил, ее духовного богатства.