Цель данной работы — проследить историю создания и деятельности КИДа в гимназии № 6.
В исследовании были использованы сохранившиеся архивные документы и сведения, полученные в ходе бесед с выпускниками школы № 6, которые принимали участие в работе клуба интернациональной дружбы.
Сегодня не каждый знает, какие слова прячутся за аббревиатурой КИД, кто такие кидовцы и чем они занимались. По данным опроса, проведенного в нашей гимназии, к сожалению, только четверо учащихся смогли расшифровать слово КИД правильно.
Итак, что же такое «Клуб интернациональной дружбы»? Это — добровольное объединение подростков в целях реализации программы воспитания молодежи в духе интернационализма. В школе № 6 КИД был создан в 1968 году. Его участниками стали девочки и мальчики 4 – 10 классов.
Нам удалось найти тех, кто был среди первых кидовцев. На сегодняшний день в гимназии № 6 работают учителями 17 выпускников нашей школы, и 9 из них — бывшие кидовцы. Они и сегодня продолжают участвовать в молодежном движении, но уже в рамках Евроклуба, ставшего преемником КИДа. Из беседы с Кочергиной Светланой Александровной мы узнали, что всех кидовцев тогда называли друзьями мира, патриотами и интернационалистами. Члены КИДа активно помогали пионерской и комсомольской организациям в проведении работы по воспитанию учащихся в духе дружбы народов СССР, советского патриотизма. От нее мы узнали и имя первого руководителя КИДа. Руководила клубом тогда преподаватель английского языка Людмила Федоровна Никитина. Вот что она рассказала об истории клуба: «Клуб интернациональной дружбы» был основан на базе кружка переписки. Мне и моим коллегам было предложено вести такую форму внеклассной работы. Город Пенза, как и многие города Советского Союза, в те годы был закрыт для иностранцев, и единственной возможностью общения с ними была переписка. К тому времени у меня было уже несколько друзей по переписке. Это были учителя из социалистических стран. Благодаря им завязалась переписка с ребятами из Болгарии, Польши, Венгрии, ГДР. Из писем кидовцы узнавали о жизни детей, их учебе, отдыхе, обычаях и традициях в этих странах. Кроме писем, члены клуба обменивались марками, сувенирами, значками, этикетками, открытками с изображениями видов городов. Члены клуба отправляли посылки зарубежным друзьям. Так в Болгарию мы послали кукол собственного изготовления, одетых в национальные костюмы республик СССР, так в те времена называлась наша страна. Также члены клуба устраивали выставки присланных предметов, заочные экскурсии по городам, где жили друзья по переписке, конкурсы, викторины». Они были также организаторами различных акций. Это и конкурсы политических плакатов, и ярмарки солидарности, где покупателям предлагались сувениры, сладкие угощения, выполненные руками кидовцев. Вырученные деньги перечислялись в Советский Фонд Мира для оказания помощи детям Азии, Африки и Латинской Америки.
Программа интернационального воспитания находила отклик среди учащихся школы: если в первые месяцы в КИДе занимались 17 человек, то к концу учебного года активными участниками клуба стали 63 учащихся
4 – 10 классов. Они устраивали театрализованные утренники для ребят младших классов.
Викторова Валентина Ивановна, руководитель кружка «Краеведение», рассказала, что первыми иностранцами, посетившими школу, были вьетнамцы, учащиеся Пензенского артиллерийского училища. Их пригласили ребята из секции разговорного английского языка. В начале встречи была проведена экскурсия по школьным кабинетам, а затем в актовом зале все учащиеся и гости провели митинг солидарности против войны США во Вьетнаме.
В начале 80-х сменился руководитель клуба, им стала Макашова Лариса Михайловна, учительница английского языка, энтузиаст, знаток иностранной культуры. При ней работа клуба получила большую известность не только в Пензе, но и далеко за ее пределами. Изучив архивные документы клуба имени Сальвадора Альенде, мы узнали, что клуб имел свой устав, песню, эмблему и девиз. Девиз клуба: «For Peace and Friendship» («За мир и дружбу»).
Работа в КИДе была организована по следующим секциям и кружкам: страноведение, переписка, разговорный английский язык, сценическое искусство, экскурсоводы, игровая, оформители. Они собирались на свои заседания раз в две недели. За работой кружков и секций следил совет клуба, который состоял из президента, вице-президента, старост секций и кружков, редактора газеты и фотографа. Совет избирался на год.
Клуб в те годы стал инициатором многих дел: акций в поддержку чилийских патриотов, митингов манифестаций против гонки ядерных вооружений, дней памяти юных героев-антифашистов. Ребята готовили беседы о странах мира, проводили конкурсы политических плакатов, просмотр фильмов на английском языке с последующим их обсуждением. Большой популярностью пользовались фильмы: «Непобедимый», «Человек с Пятой авеню», а американские песни «Oh, Dear! What Can The Matter Be?» и «Clementine» в исполнении ВИА «Ровесник» — школьного вокально-инструментального ансамбля, заняли первое место на городском конкурсе. Много тогда разучивалось песен, стихов разных народов мира, ставилось спектаклей.
Большое внимание в работе клуба уделялось изучению истории, культуры и традиций разных народов, проживающих на территории Советского Союза. Были установлены контакты с клубами интернациональной дружбы следующих школ: школы № 2 города Майский из Кабардино-Балкарии, школы № 29 из столицы Киргизии Фрунзе, школы № 24 из украинского города Хмельницкий. В клубе проводились Дни союзных республик. Вечера, викторины, заочные путешествия по городам, номера художественной самодеятельности входили в программы таких Дней. Молодость, дружба, энтузиазм, стремление рассказать о себе, о своем народе, традициях, чем-то удивить, чем-то вызвать восторг, узнать много нового о жизни иностранцев стало традицией клуба. Члены клуба старались пригласить пензенцев, которым удавалось побывать за рубежом. Интересное заседание клуба было посвящено Греции. На нем выступила преподаватель втуза Бойко Ольга Викторовна, посетившая эту древнюю страну. Ее рассказ сопровождался слайдами с видами достопримечательностей Греции. Всех присутствующих заинтересовали привезенные предметы быта и монеты. Встречи с людьми, побывавшими за рубежами Родины, а вскоре и встречи с иностранцами стали обычным делом в работе клуба. В стенах школы побывали Фоканова Ольга Павловна, представившая Индию, Балакин Петр Андреевич с сообщением об Италии, Баулин Анатолий Александрович с любительским кинофильмом об Эфиопии, студентка 4-го курса ПГПИ Смирнова Ирина, посетившая Англию. На заседаниях клуба выступали и иностранные студенты. Гостями клуба были студенты из Сьерра-Леоне, обучавшиеся в строительном техникуме.
Список гостей КИДа постоянно пополнялся новыми именами. Очень часто представители других стран были очень поражены тем, что в таком небольшом городе России, как Пенза, так хорошо говорят по-английски и знакомы с произведениями американских и английских писателей.
Как правило, многие заседания проходили на английском языке. Наступивший 1990 год стал годом неожиданных сюрпризов. В 1990 году итальяно-советское общество «Восток-Запад» организовало обмен делегациями школьников и студентов между Италией и СССР. Поездка пензенской группы в Италию была организована и осуществлялась лицеем «Данте» города Латино, расположенным в 10 километрах от Рима. Тридцать пять активистов КИДа гимназии № 6 (школа получила новый статус) в составе пензенской делегации провели неделю в Италии. Очень радостные воспоминания от той поездки остались у ребят. От участницы той поездки Зябировой Алисы (ныне преподавателя английского языка института) мы узнали, что все ребята жили в итальянских семьях, ходили на занятия в лицей, общаясь со сверстниками на английском языке. Для них была проведена обширная экскурсионная программа по достопримечательностям Рима. Они также ездили в Ватикан и присутствовали на аудиенции Папы Римского Иоана Павла II. Затем итальянские школьники приезжали в Пензу. Они также жили в семьях, ходили на занятия в нашу гимназию, совершали поездки по Пензенскому краю. Итальянские школьники были очень признательны русским сверстникам за теплый прием, а особенно за то, что им удалось побывать на родине великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, а школьники из Пензы были рады той дружбе, которая установилась между школой № 6 и лицеем «Данте» города Латино. Благодаря той поездке они получили возможность сравнить свои представления об Италии с действительностью, которая тогда всех покорила.
В конце прошлого века в связи с начавшейся перестройкой всей политической системы в нашей стране, окончанием «холодной» войны между Западом и Востоком, появлением новых независимых государств из-за распада СССР и других стран соцлагеря сменились идеологические приоритеты и ориентиры, были поставлены новые задачи воспитания подрастающего поколения. Потребовалось создать новые формы интер-национальной работы с учащимися, таким образом КИД был преобразован в 1991 году в «Евроклуб».
Данная работа может быть использована экскурсоводами музея лингвистической гимназии № 6.