Реферативно-исследовательская работа по данной теме предполагает исследование лирики поэта, наблюдение над художественными полотнами, принадлежащими кисти М.Ю. Лермонтова, а также сопоставление системы образов и цветовой гаммы, к которым обращался автор лирических произведений и известных нам картин.
Цель этой работы состояла в том, чтобы сопоставить художественно-образное восприятие окружающего мира Лермонтовым-поэтом и Лермонтовым-живописцем.
Основная гипотеза, которая выдвигалась на подготовительном этапе работы, та, что система образов и в лирике поэта и в живописных полотнах должна во многом совпадать. Лермонтов-поэт и Лермонтов-художник сливаются воедино, и когда создаются лирические произведения, и когда мысли и переживания автора ложатся на полотно.
Для подтверждения данной гипотезы нами были проведены следующие виды реферативной и исследовательской деятельности:
на первом этапе задача состояла в том, чтобы перечитать лирические произведения автора и отследить основные художественные образы, встречающиеся в произведениях поэта, и слова со значением цвета; составить картотеку, систематизировать и обобщить накопленный материал;
на втором этапе предполагалась работа с Лермонтовской энциклопедией, а также с материалами Интернета, с репродукциями работ М.Ю. Лермонтова, с работами Ю. Айхенвальда, И. Андроникова и других исследователей творчества М.Ю. Лермонтова;
на третьем этапе — подготовка презентации видеоряда живописных работ М.Ю. Лермонтова и соответствующих комментариев к ним;
на четвертом этапе осуществлялась работа по объединению собранного материала и представлению его в виде реферативно-исследовательского отчета.
На первом этапе задача состояла в том, чтобы перечитать лирические произведения Михаила Юрьевича Лермонтова и отследить основные художественные образы, встречающиеся в стихах поэта, а затем по полученным данным составить каталог. Эта работа оказалась довольно сложной и трудоемкой, ибо, как отмечал еще Белинский, в поэзии Лермонтова «один недостаток: это иногда неясность образов и неточность в выражении». Неумение разрешить мучительные противоречия, страстные искания и отсутствие ответа на вопросы, жажда героического действия и невозможность ее утоления — все это находило выход во взволнованных излияниях, в бурных, но не до конца проясненных порывах. И тем не менее, определив основные мотивы лирики Лермонтова и составив таблицу частотности употребления художественных образов в живописных полотнах поэта, проанализировав ряд его картин, мы провели параллель между Лермонтовым-поэтом и Лермонтовым-художником. Для этого был взят двухтомник М.Ю. Лермонтова. Во всех его лирических произведениях был отслежены слова со значением цвета и на этом материале создана картотека. Затем на основе Лермонтовской энциклопедии были отслежены наиболее ярко выделяющиеся (доминирующие) цвета. При сопоставлении полученных данных была составлена таблица, по которой можно сравнить частотность употребления того или иного цвета в стихах и полотнах М.Ю. Лермонтова.
Тематика творчества М.Ю. Лермонтова необычайно разнообразна и те, что перечислены в нашей работе — лишь немногие из них. Однако даже этого материала достаточно, чтобы подвести некоторый итог. Однозначно можно сказать, что мотивы и образы, а также цветовая палитра в лирике поэта намного разнообразнее, чем в живописи. Но мы на примерах убедились в том, что как в картинах, так и в стихах Лермонтова есть много общего.
Таким образом, считаем, что гипотеза, которую мы выдвинули на подготовительном этапе работы о том, что система образов и в лирике поэта, и в живописных полотнах должна во многом совпадать, подтвердилась.