Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Гибель Вещего Олега и «Сага об Одде Стреле»

Древнерусская литература отмечена жанровым многообразием. Однако в работе мы решили остановиться на летописном жанре, так как он наиболее тесно связан с историей народа, с теми событиями, которые повлияли на создание самобытной русской культуры.

При более глубоком изучении «Повести Временных лет» оказалось, что данное произведение не является вполне самобытным. Отдельные события, описанные в «Повести…», схожи с теми, что описываются в других литературных источниках средневековья — древнескандинавских сагах. Имело место взаимопроникновение двух культур. Мы пришли к выводу о существовании славянско-скандинавских параллелей, которые не могли не отразиться на литературе как Руси, так и стран Северной Европы.

Летописное предание о смерти Вещего Олега в «Повести Временных лет», записанное в ней под 912 годом, и близкий к нему рассказ исландской саги об Одде Стреле являются одной из скандинавско-русских литературных параллелей. Данная сага содержит рассказ о прорицании, совпадающий с легендой о Вещем Олеге.

Нами были выдвинуты три гипотезы относительно первоначальности одного из произведений и его влияния на другое.

Согласно первой гипотезе, в саге отмечается несообразность, указывающая на сравнительно позднюю форму, в которой она дошла до нас. Значит, легенда о смерти Вещего Олега, впоследствии записанная в русской летописи, точнее передает это сказание в более первоначальном виде, в саге же тема сильно переработана.

Вторая гипотеза, отождествляя Олега с Оддом, дает возможность говорить о варяжском происхождении летописной легенды. Прозвище Олега «Вещий» объясняется переводом на русский язык его настоящего, скандинавского имени — Helgi. Издавна принятое происхождение имени «Олег» от «Helgi» является весьма правдоподобным. В пользу скандинавского происхождения летописного сказания о смерти Вещего Олега говорит и приурочение его к варяжскому князю, каким летописец изображает Олега и каким Олег, по всей видимости, и был в действительности. К такому выводу приводит нас и та версия, согласно которой он после всех своих воинственных подвигов погибает за морем от укуса змеи, как Одд Стрела.

Третья гипотеза предполагает для них общий источник. Скандинавское предание о роковом для героя черепе в том виде, в каком оно имеется в саге об Одде, было распространено в IX веке на Руси: его локализовали здесь варяги. Сходство между преданиями о смерти этих героев могло содействовать дальнейшему перенесению черт с одного из них на другого. Таким образом, рассматривая вопрос о влиянии одной легенды на другую трудно высказаться в чью-либо пользу как ее исходной точки.

Все три гипотезы имеют право на существование. Однако неоспоримым является факт, что две средневековые культуры, находящиеся примерно на одной и той же стадии развития, оказали друг на друга огромное влияние. 


Автор:  Матросов Павел, 10 класс
Научный руководитель — Перепелкина Л.П..