Существование двух форм познания — науки и искусства имеет свою историю и тесно связано с общими представлениями человека о мире. Алхимия как феномен средневековой культуры делает попытку соединить экспериментальную деятельность, с одной стороны, с отвлеченной деятельностью, с другой — материальное с нематериальным. Даже на протяжении средневековья, не говоря уже о более раннем периоде истории человечества, эти явления существовали полностью обособленно, и только алхимия была исключением. Многие ученые при определении химии вплоть до середине VIII века отмечали, что химия — искусство.
Почему Гете и Деберейнер стали предметом нашего исследования?
Во-первых, они оба были страстными поклонниками алхимии и, кстати сказать, двойными тезками. Во-вторых, оба были яркими личностями: Деберейнер внес огромный вклад в развитие химической науки, но интересовался литературой, Гете был писателем, для него чувство и понимание природы в их художественном выражении и в их научном понимании были неразделимы.
Изучая творчество Гете, его научные произведения, особенно «К учению о цвете», приходишь к выводу, что историческая часть этого труда не потеряла и не потеряет в будущем своего значения.
Гете как ученый в наше время представляется совсем иным, чем в год его смерти — 1832 или в год выхода его исторического очерка в работе «К учению о цвете».
Живописное изображение научных понятий, терминов и процессов особенно характерно для алхимического периода развития химии, и это, естественно, имеет место в творчестве Гете, особенно в трагедии «Фауст».
Образные выражения научных терминов, понятий улучшают их восприятие и запоминание. Вот почему связь химии и литературы — настоящий кладезь для реализации творческих замыслов учителя по развитию мыслительных способностей учащихся.