Завершившийся недавно ХХ век обрушил на человечество лавину кардинальных изменений государственных границ, политических систем, международных отношений. Многие из них неоднократно ставили человечество на грань военных конфликтов, особенно после II Мировой войны.
Период конца 1940 – начала 1980 гг., вошедший в историю как «холодная война», особенно богат такого рода политическими мероприятиями и событиями, которые уже стали историей и изучаются современными школьниками. Однако они еще свежи в памяти наших родителей, дедушек и бабушек.
Уже давно избитый термин «холодная война», пожалуй, не должен привлекать сегодня пристальное внимание общественности, так как современная международная политика строится на иных принципах: гуманизации и взаимного сотрудничества. Но если посмотреть телевизионные информационные программы, проанализировать сюжеты современных публикаций как в российской, так и зарубежной периодике, то выяснится, что до декларированных принципов еще очень далеко. А значит, важным является обращение к опыту прошлого, чтобы, сопоставляя и анализируя минувшие события, можно было учиться на их примерах.
В 2003г. активизировалось освещение в СМИ проблем, связанных с периодом «холодной войны», так как началось рассекречивание документов в России и США по одному из наиболее значимых событий данного периода — Карибскому кризису. На центральных российских телевизионных каналах (ОРТ, НТВ) прошла целая серия передач, посвященных Карибскому кризису, а в Великобритании была организована встреча учителей-историков России и США летом 2003 г., где проходило обсуждение этой темы и были представлены новые документы с обеих сторон. Так что наше обращение к «холодной войне» имеет под собой реальный общественный интерес.
Но нас привлекли не столько рассекреченные материалы, сколько вопрос о том, каковы восприятие и оценка событий «холодной войны» современниками и как воспринимают их современные молодые россияне.
Цель работы — выяснить, как изменилось отношение к событиям «холодной войны» в общественном мнении нашей страны в настоящее время по сравнению с периодом конца 1940 – начала 1980 гг.
Задачи исследования:
· определение характерных черт и основных направлений политики «холодной войны»;
· изучение взглядов и оценочных суждений историков, школьников и их родителей о политике периода «холодной войны» и современной внешней политике России;
· выявление мотивов оценочных суждений опрашиваемых.
Для этого мы изучили материалы периодической печати, учебную литературу, политические издания. Были разработаны опросные листы для учащихся 8-11 классов и родителей. В опросе принимало участие около 200 человек. Был проведен сравнительный анализ литературы, а также сравнительный анализ ответов участников опроса, позволивший выявить отношение к изучаемой проблеме.
Сопоставление материалов периодической печати и данные социологического опроса позволили сделать вывод о значительных изменениях в сознании людей за последние 20 лет. Ликвидация противостояния двух военно-политических блоков способствовала отказу от идеологизированной оценки позиций стран периода «холодной войны» и позволила сделать объективный вывод как современникам того периода, так и сегодняшним школьникам.