На рубеже XX и XXI века значительно усилился интерес к истории дохристианской Руси. В нашей стране стало возрождаться языческое движение. На наш взгляд, это естественное следствие процессов национального пробуждения. Одним из последователей этого движения является Александр Белов — человек, который возродил школу
славяно-горицкой борьбы. Его последователи занимаются не только реконструкцией боевых техник, но и постигают историю, мифологию и фольклор дохристианского славянства.
В Пензе существуют несколько клубов, занимающихся изучением традиций боевых искусств Древней Руси. Это клубы «КОЛОВРАТ», «ЗАСЕКА», «СВЯТОГОР».
Предмет исследования — деятельность клуба «СВЯТОГОР», в котором я занимаюсь с осени 2002 года.
Несмотря на свою относительную молодость, клуб принимает активное участие в различных культурных, спортивных и общественных мероприятиях районного и городского масштаба, а также самостоятельно организует межклубные городские акции по историко-культурной тематике. Так, например, 16 июня 2001 года ПК «СВЯТОГОР» была проведена общественно-культурная акция «Кольчуга» на смотровой площадке около памятника Первопоселенцу. Участниками клуба изготовлен самый большой в мире доспех русского воина XVII века. Согласно справке краеведческого музея, именно в такие доспехи были облачены воины, защищавшие город-крепость Пенза в XVII веке. Значительными творческими событиями для клуба в 2002 году стали приглашение старшей дружины с показательными выступлениями на премьеру фильма «Властелин Колец» в кинотеатре «Октябрь» и участие в премьере сезона «Театра моды Ольги Букиной».
Клуб «СВЯТОГОР» является постоянным и активным участником различных Всероссийских историко-культурных фестивалей, например: «Гардарика», «Альтинг». В программу этих фестивалей входят ролевые исторические игры, общественные научно-практические семинары, выставки-ярмарки, а также свободное, неформальное общение между представителями различных клубов. Кроме того, ПК «СВЯТОГОР» организует свои собственные ролевые игры («Король Артур», «Голос Булата») и фестивали («Русь Изначальная»).
В нашем клубе есть свои особенные традиции. Например, выходы в лес.7 января мы практикуем разведение костра в зимних условиях. Этот день у нас называется «День Выживания». Эти дни помогают лучше понять природу, научиться правильно «общаться» с ней, а также закалять своё тело и характер.
В клубе есть традиция «игровых имен». Но для нас они являются не просто «игровыми именами», а отражением внутренней сущности этого человека. Каждый член клуба выбирает или ему дают имя за какие-то черты характера или манеры поведения. Например, моё имя — ВСЕСЛАВ. Это был полоцкий князь, который жил в XI веке. Считается, что князь Всеслав обладал некими «оборотническими» наклонностями. Я выбрал себе это имя, потому что, это имя состоит из двух частей ВСЕ и СЛАВ. Но я бы не сказал, что я всё славлю, но я радуюсь, что я живу в этом мире и стараюсь находить во всём хорошее. Имена у всех разные: Всеволод, Мстислав, Ворон, Волк, Мирош, Велигор, Бьёрн и.т.д.
В клубе существуют три направления деятельности. Каждый член клуба занимается в одной из секций.
Я занимаюсь историческим фехтованием уже 6 месяцев и считаю, что достиг определенных успехов. Помещение, в котором мы занимаемся, нам любезно предоставляет ЦДЮТ № 2. Нас тренируют старшие товарищи: один из них — Мстислав — специалист в области исторического фехтования, другой — Ворон — в области славяно-горицкой борьбы. Я считаю замечательным тот факт, что с нами занимаются наши старшие товарищи, потому что они передают нам часть своего опыта не только через занятия, но и через неформальное общение. Они часто рассказывают нам разные увлекательные, интересные и смешные истории, так что простые тренировки всегда оборачивается для нас увлекательными занятиями, на которые мы ходим с огромным удовольствием!
В рамках занятий в секции дружинной культуры я почти изготовил себе щит и собираюсь на каникулах заняться изготовлением кольчуги. Мне нравится, что в клубе мы делаем всё снаряжение сами. Это позволяет нам бережнее относиться не только к изделиям, которые ты изготовил своими руками, но и к клубному имуществу, не только беречь, но и преумножать его!
На занятиях третьей секции мы занимаемся реконструкцией одежды и предметов быта Древней Руси. Чтобы воспроизвести предметы одежды или быта, необходимо выяснить не только то, как они выглядели, но и восстановить технологию их изготовления. Я сшил себе нижнюю рубаху и собираюсь в ближайшее время шить себе верхнюю рубаху и нижние штаны. На покупку ткани, естественно, придётся потратить некоторое количество денег. Для покупки всего необходимого клуб предоставляет деньги в кредит.
На мой взгляд, участие в работе клуба позволяет лучше узнать историю страны, т.е. развиваться не только физически, но и духовною. Если мой рассказ вас заинтересовал, вы можете прийти на наши тренировки или в наш офис.