Среди отклонений в состоянии здоровья, выявляемых у гимназистов при профилактических осмотрах, ведущее место занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом функциональные нарушения осанки и деформирования свода стопы. Так в структуре общей заболеваемости заболевания опорно-двигательного аппарата вышли на второе, а среди подростков на первое место. Из 795 человек, обучающихся в гимназии, 602 человека имеют то или иное нарушение опорно-двигательной системы (75,7% от общего количества).
Учитывая изложенное выше, можно заключить, что актуальность избранной нами темы не вызывает сомнений: профилактика возникновения нарушений опорно-двигательной системы учащихся лингвистической гимназии № 6 является необходимым условием сохранения физического здоровья гимназистов, комфортного состояния их психики, залогом будущей успешной профессиональной деятельности.
Работа проводилась с целью выявления условий эффективной работы опорно-двигательного аппарата.
Для реализации указанной цели были определены следующие задачи:
· Показать особенности строения и функций опорно-двигательной системы человека.
· Выявить характер и степень распространенности нарушений опорно-двигательного аппарата среди учащихся гимназии.
· Определить условия, способствующие развитию нарушений осанки и плоскостопия.
· Разработать рекомендации по профилактике школьного сколиоза, плоскостопия, нарушений осанки для подростков.
Базой исследования стали учащиеся общеобразовательной школы.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы:
· теоретический анализ проблем строения и функционирования опорно-двигательной системы человека и условий эффективного предотвращения нарушений работы опорно-двигательного аппарата школьников;
· статистический анализ данных о здоровье учащихся лингвистической гимназии № 6;
· сравнительный анализ статистических данных о здоровье опорно‑двигательной системы учащихся младших классов и среднего звена лингвистической гимназии № 6;
· плантография;
· анкетирование учащихся среднего звена с целью изучения количества двигательной активности подростков;
· определение веса ранцев учащихся начальной школы;
· проверка укомплектованности учебных кабинетов мебелью, соответствующей нормам санитарных правил.
Полученные данные позволяют заключить, что количество заболеваний опорно-двигательной системы по мере обучения детей в нашей гимназии возрастает и тяжесть их увеличивается. Так результаты сравнительного анализа показали, что количество детей с нарушением осанки выросло на 4,97%, количество детей с диагнозом «сколиоз» — увеличилось на 17,58% (почти в два раза!) количество детей с плоскостопием выросло на 6,49%, причем в структуре нарушений опорно-двигательной системы в начальной школе преобладает нарушения осанки, а среди учащихся среднего звена лидирует сколиоз.
Для определения условий эффективной профилактики нарушений опорно-двигательной системы у школьников необходимо выявить причины, вызывающие эти нарушения.
Анализ литературы, посвященной этой проблеме, показал, что настоящий «рай» для развития заболеваний опорно-двигательной системы создает школа. Дети горбятся за партами, принимая самые немыслимые позы, для того, чтобы разгрузить уставший позвоночник, а ведь именно у детей возможность нарушения осанки имеет определенные анатомо-физиологические предпосылки. Учитывая механику и физиологию процесса сидения, можно выявить следующее условие профилактики нарушений осанки и сколиозов: наличие удобной мебели, подобранной с учетом роста учащихся.
Что касается плоскостопия, то оно может быть врожденным и приобретенным. Последнее встречается чаще. Основными причинами, вызывающими деформацию свода стопы, являются слабость мышц и связочного аппарата стопы, тесная обувь, особенно с узким носом или непомерно высоким каблуком, а также толстой и жесткой подошвой. У школьников причиной плоскостопия может стать переноска слишком тяжелых портфелей. Соответственно профилактика плоскостопия должна включать следующие меры:
· предпочтение удобной обуви, подобранной по размеру с обязательным присутствием каблука высотой 2-4 см;
· строгий контроль за весом ранцев, который не должен превышать 10% от массы тела владельца, особенно у младших школьников;
· достаточную двигательную активность мышечно-связочного аппарата стопы.
Проведенное исследование показало следующую картину.
Из 35 проверенных нами учебных кабинетов в 31 присутствует мебель только одной группы роста, тогда как по нормам санитарных правил в каждом классе должно быть не менее трех групп мебели, соответствующей длине тела учащихся. Причем 19 кабинетов укомплектованы партами и стульями с номерами разных групп.
Результаты анкетирования выявили, что биологическая потребность детей и подростков в движении реализуется в недостаточной степени. Треть опрошенных гимназистов (36,7%) тратит на подготовку домашнего задания больше 2,5 часов. Треть никогда не делает зарядку (36,7%) и еще 43,3% делают ее от случая к случаю. 6,7% опрошенных пренебрегают уроками физкультуры в школе, посещая этот урок редко. Почти половина участвовавших в анкетировании ребят (43,3%) не посещает спортивных секций. Столько же (43,3%) отмечают, что на уроках не проводятся динамические паузы. Удручает отсутствие в гимназии спортивного зала и бассейна.
Спортивную обувь предпочитают носить 50% опрошенных, 5,8% выбирают высокий каблук и еще 5,8% высокую платформу. В общей сложности 61,6% подростков, участвующих в опросе, предпочитают обувь способствующую развитию плоскостопия.
Относительно благополучно обстоят дела с наличием в рационе подростков полезных продуктов. 73% опрошенных ребят регулярно употребляют молочные продукты, богатые кальцием и легко усваиваемым белком, витамины и специализированные пищевые добавки регулярно употребляют 56% участвовавших в опросе подростков.
У 82% малышей имеют вес ранцев с учебными принадлежностями, превышающий норму. Из них у 42% вес ранца с учебниками превышает норму в 1,5 раза и более.
Сложившаяся ситуация вызывает глубокую тревогу: в нашей гимназии отсутствуют условия эффективной профилактики нарушений опорно-двигательной системы учащихся. В нашей гимназии нет спортивного зала и бассейна. Мы пользуемся неудобной устаревшей мебелью.
Дорогие гимназисты, помните, что в первую очередь вы сами в ответе за свое здоровье. Внимательно прочитайте наши советы и постарайтесь следовать им каждый день.
Двигайтесь больше! Ваша биологическая потребность в движении будет реализована, если вы:
· не станете пренебрегать утренней зарядкой;
· постараетесь больше ходить (попробуете не пользоваться лифтом или проходить 1-2 остановки до дома пешком);
· из огромного числа спортивных секций найдете себе занятие по душе;
· не забудете, что перемена в школе дана не для того, чтобы до посинения повторять уже сто раз выученный английский, а для того, чтобы дать отдых мышцам, уставшим от выполнения статической работы во время сидения;
· подвигаетесь, если позволяет погода, выйдете на свежий воздух, поиграете в подвижные игры или просто лишний раз прогнетесь и потянетесь;
· на уроках, во время динамических пауз, добросовестно выполните физические упражнения. Старайтесь чаще поднимать руку, чтобы во время ответа перевести тело в вертикаль, время от времени принимайте разогнутое положение, опираясь спиной о спинку стула. Помните, что максимально долго не меняя позы можно сидеть: учащимся 5-6 классов — 30 мин.; 7-11 классов — 40 мин.;
· обязательно посещаете урок физкультуры, учитывая рекомендации врача и свою группу здоровья.
Правильно питайтесь! Помните, что растущая костно-мышечная система требует наличия в рационе питания фосфора и кальция, составляющих основу костей, а также белка, составляющего основу растущих мышц.