Существует множество различных энциклопедий и справочников по физике. Однако, большинство из них ориентировано на абитуриентов. Учебные пособия не всегда отвечают требованиям школьной программы. Иногда в поисках точного определения и полной характеристики какого-либо физического явления учащимся среднего звена и старшеклассникам приходится просматривать довольно большой объем дополнительной литературы. Кроме того, овладеть школьным курсом физики значит не только уметь разбираться в физических величинах и закономерностях, но и иметь представление об ученых физиках, о том, чему посвящены их исследования и какие открытия они сделали.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы собрать разрозненный материал и на основе его систематизации и сравнительного анализа подготовить учебную картотеку, конкретно ориентированную на программу изучения курса физики в лингвистической гимназии №6.
В связи с этой целью были поставлены следующие задачи: используя дополнительную литературу и комплексный подход, представить в алфавитном порядке в полном объеме все термины и понятия, которые встречаются в курсе физики 7-11 классов, а также единицы измерения физических величин; собрать воедино краткие информационные сообщения об ученых-физиках, с открытиями и изображениями которых гимназисты знакомятся в процессе учебы.
Учебная картотека состоит из трех разделов. В первом представлены физические величины, понятия и их определения, описано устройство приборов, наиболее часто применяемых в опытах и исследованиях: динамометра, омметра, реостата, электрометра и др. Также в данном разделе раскрывается суть физических гипотез Максвелла, Планка; дается понятие основных законов физики: закона Ома, отражения света, Паскаля и др. В первом разделе картотеки описываются различные физические процессы и явления: диффузия, деформация, электролюминесценция и многие другие. Большое внимание уделено самой современной и глубокой физической теории — квантовой. В картотеке представлены как основные положения теории, так и сообщения об ученых, внесших свой вклад в исследование и развитие квантовой физики: основоположнике квантовой теории, немецком физике Максе Планке, русском физике-теоретике Льве Ландау, основоположнике ядерной физики Эрнесте Резерфорде.
Второй раздел картотеки повествует об ученых-физиках. Здесь собраны краткие биографические данные и информация о проводимых ими исследованиях и открытиях, которые они совершили. По ходу знакомства с содержанием данного раздела можно проследить историю развития физики, начиная с Архимеда и заканчивая Кикоиным, Ридбергом, Комптоном и другими современными учеными.
В третьем разделе в виде таблицы представлены единицы измерения физических величин.
Мы считаем, что это первый этап творческой работы — работы с дополнительной литературой, энциклопедическим словарем, справочниками. В дальнейшем мы продолжим систематизацию собранного материала по разделам курса физики, сделаем подборку портретов ученых, схем и рисунков приборов, имеющих историческую значимость. Таким образом, частично обновим устаревший и пришедший в негодность дидактический фонд кабинета. Работая над заданной темой, мы убедились в необходимости более глубокого осознания школьника содержательного смысла рассматриваемых физических явлений и, тем самым, развития познавательного интереса к данной учебной дисциплине.