Обращение к данной теме определяется тем, что место Н.В. Гоголя как писателя, как мастера создания речевой характеристики персонажа исключительно в русской литературе.
Оказывается, не только яркая, выразительная, эмоциональная речь может быть средством создания художественного образа, но и отсутствием таковой.
Повесть о бедном чиновнике создавалась Гоголем в период работы над «Мертвыми душами». В середине 1839 года было записано начало «повести о чиновнике, крадущем шинели».
Тему «маленького» человека Гоголь развивает в «Шинели» как большую проблему общественной жизни. В образе Акакия Акакиевича писатель показал «существо, никем не защищенное, никому не дорогое», олицетворяющее собой угнетенных и обездоленных людей, обреченных на нечеловеческое существование. Гоголь выступает горячим защитником этих «маленьких людей», чья жизнь полна лишений и страданий.
В сюжете «Шинели» четко выделяются завязка, кульминация и развязка.
Экспозиция дает нам больше, чем завязка. Гоголь помогает читателю войти в курс событий с помощью экспозиции.
Изображение «бедствия» как обыденного факта сливается с описанием «чрезвычайных» происшествий — похищения шинели, встречи со «значительным лицом». Каждое из этих событий составляет как бы кульминацию отдельных частей повествования.
В финале повести раскрывается тема возмездия, поэтому мертвец успокаивается, «отомстив значительному лицу» — отобрав у него шинель. Эта фантастическая концовка повести не только уводит от основной идеи, но является ее логическим завершением.
В повести мы находим лишь диалог Башмачкина с Петровичем и нечто похожее на диалог Башмачкина со «значительным лицом».
Петрович обладает умением говорить коротко, но «весомо».
«Значительное лицо» — неплохой человек, но обычный разговор его с низшими «отзывался строгостью и состоял почти всегда из трех фраз».
Лингвистический эксперимент проводился с целью отследить употребляемость различных частей речи в определенном отрывке текста, соответствующем речевой характеристике героев повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Лингвистический эксперимент показал, что в речи Петровича преобладает существительные и глаголы, что помогает ему передавать необходимую хоть и примитивную информацию.
В речи «значительного лица» отмечается большое количество глаголов и местоимений.
В целом же, показательным является то, что именно речь служит выражением не только умственного, но и нравственного развития личности, чем должен определяться и социальный статус таковой.
Анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель» показал, что и композиция, и сюжет подчинены одной задаче — воссозданию образа главного героя. Голос Акакия Акакиевича звучит и сегодня: «Зачем вы меня обижаете?..»