Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Интеракционистский подход к восприятию социально-опасных ситуаций (из опыта общения с друзьями по переписке)

Сегодня большинство людей мыслят категориями собственной нации или группы. Они переросли стадию стремления к собственному физическому и ментальному благополучию и видят, что могут внести свой вклад в процветание и стабильность национального целого; они стремятся нести пользу, понимать и работать на благо общества.

По опросу, проведенному среди подростков, выяснилось, что они следующим образом ранжируют критерии своей стабильности, полагаясь на ценностные ориентации: образование; здоровье (и образ жизни); семья; материальное благополучие; надежные друзья.

Такой дух и настрой создают ситуацию, когда каждый ищет и требует лучшего для самого себя, чего бы это ни стоило другим; они считают такую позицию правильной и обязательной для хорошего гражданина. Один из подходов — интеракционистское направление в психологии — внесло и продолжает вносить весомый вклад в исследование социальных ситуаций. Мы в праве выделить с помощью многомерного шкалирования следующие оценки ситуации общения:

1) дружественное — враждебное;

2) корпоративное — конкурентное;

3) глубокое — поверхностное;

4) равноправное — неравноправное;

5) формальное — неформальное;

6) ориентированное на задачу — не ориентированное.

Из ситуаций повседневного взаимодействия был выделен следующий набор базовых типов:

· формальное социальное событие;

· интимная встреча с близкими друзьями и родственниками;

· случайная встреча знакомых;

· формальные контакты в магазинах и офисах;

· асимметричная ситуация, связанная с социальными умениями (обучение, интервьюирование, руководство);

· переговоры и конфликты;

· групповая дискуссия.

Именно понимание социальных ситуаций является для нас естественным фрагментом социальной жизни. Один из важнейших аспектов области психологии социальных ситуаций — это проблема их восприятия. Значение восприятия ситуаций индивидом, прежде всего, определяется тем, что человек — существо активное, творящее свой мир и своё окружение.

Человечество растёт; только теперь оно демонстрирует более глубокое чувство ответственности в ситуации социальной опасности и способно решать свои проблемы и мыслить более широкими категориями:

1) собственная безопасность;

2) независимость и суверенитет;

3) гарантия свободы.

Американский социолог Вильям Томас считает, что сегодня молодежь отличается признаком юношеской зрелости: во всякой деятельности личностная социальная ситуация рассматривается с позиции обдумывания и полезности. По его мнению, «мы должны поставить себя в позицию субъекта, который пытается найти свой путь в этом мире», и мы должны, прежде всего, помнить, что в среде, которая влияет на нас и к которой мы пытаемся адаптироваться, скрываются определенные опасности: терроризм, наркотизация общества, бездомные дети. Ничто, как своя собственная субкультура ситуации с присущими ей правилами, ролями и целями, не помогает продвинуть социальную психологию на решение очевидных проблем в обществе:

1) гарантия защиты государства своих граждан;

2) соотношение прав и обязанностей граждан в определенных социальных ситуациях.

Для полноты и надежности получаемой информации неоценим опыт переживания данной ситуации самим индивидом, отношения объективного и субъективного начал в ситуации и реального пути выхода из социально опасных ситуаций. Для среднестатистического гражданина (высшее образование, средний доход, наличие семьи) трудно представить какой-либо революционный шаг, ломающий социальную ситуацию. Люди, как правило, склонны вживаться в те условия, которые объективно существуют; а интеракционисты сделали центром своего внимания изучение того, как происходит взаимодействие человека и внезапных ситуации, систематизировав и сделав анализ самих ситуаций (например: взрыв торгового центра 11 сентября в США). Мы никогда не сможем правильно оценить ситуацию и предугадать наше поведение, пока мы лицом к лицу не столкнемся с ней. В доказательство к этому хочу рассказать о том, как трагедия 11 сентября 2001 в США была воспринята непосредственно в американских семьях. Данную информацию я получила из личного опыта переписки с друзьями и близкими. Террор 11 сентября — ситуация внезапная, в корне изменившая взгляд на положение целой нации. Первое, что слышится в отзывах самих американцев, т.е. лиц, переживших происшедшие, — это даже не страх, а негодование, удивление и недоумение. Данная реакция вызвана, прежде всего, крушением годами складывавшихся стереотипов о неприкосновенности гражданина США. Эта страна никогда ранее не испытывала такого сильного удара по собственной стабильности и безопасности. Именно поэтому террор 11 сентября вызвал такой шок. Многие из тех, с кем я переписываюсь, так до сих пор и не выразили своего мнения по поводу трагедии, что еще раз подтверждает тот факт, что американской нации тяжело смирится с мыслью, что такая крепкая позиция была задета. Внезапность и масштабность происшедшего пошатнули твердую уверенность гражданина страны в том, что государство гарантирует ему надежную защиту и держит ситуацию под контролем. Посредством наблюдения и сбора информации через личные источники инетракционисты пришли к выводу, что влияние среды на индивидуальное развитие и поведение человека принципиально меняет взгляд на ситуацию. В приведенном мною выше примере мы видим, как взгляд человека на условия жизни, будущее и социальную ситуацию в целом был изменен вследствие внезапного толчка извне. Американские психологи: М. Аргайл, А. Фернем, Дж. Грехем — подчеркивают, что интеракционизм доказывает, что ситуации являются функциями личности в той мере, в какой поведение личности является функциями ситуации. По мнению Магнусона, следует выделить следующие уровни ситуации:

1) реальная ситуация в ее внешних проявлениях, как она может быть описана наблюдателями;

2) ситуация, как она воспринимается и переживается действующими индивидами;

3) ситуация в ее общих, лишенных конкретности характеристиках;

4) более широкое понимание социальной ситуации, как жизненного пространства.

Исходя из этого, общий уровень дифференциации ситуации — это выделение четырех основных типов ситуаций: идеологическая, социальная, стрессовая и культурная.

Но как бы ни складывалась идеалистическая картина мира, все люди из любой ситуации извлекают позитивный опыт. Гарантия возможности идеалистического мира основана на том факте, что тысячи людей мыслят идеалами, тысячи заняты мыслями об устройстве лучшего мира, тысячи говорят об этой возможности. Все идеи, исходящие от божественного в человеке и природе, в конечном счете, превращаются в идеалы (даже если попутно искажаются), а идеалы становятся принципами, управляющими массами. Таков истинный ход исторического процесса. Личное влияние человека на ситуацию и взаимодействия внутри нее обосновано присутствием в человеке стремления к созданию ситуации успеха. 


Автор:  Давыдова Виктория, 11 класс
Научный руководитель: Иноземцева Н.Б., педагог-психолог