Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«ЧУДИКИ И МИРОЗДАНЬЕ» (к проблеме героев рассказов В.М. Шукшина)

Творчество В.М. Шукшина занимает особое место в литературном процессе ХХ века. Недолго пришлось ему проработать в литературе — всего пятнадцать лет, но этот период был динамичным, сложным, «перевальным». Современники называли Шукшина «знатоком социальных проблем деревни». Однако писатель не соглашался с такой уже сложившейся прижизненной «ситуацией», считал себя не «деревенщиной, а народным писателем». Время рассудило этот спор.

Основная задача данной работы состоит в исследовании созданного Шукшиным особого типа людей — «чудиков», вызывающих непонимание или неприятие окружающих своим стремлением жить в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости.

Для реализации данной задачи использовались следующие методы: 1) анализ и систематизация литературоведческого материала по проблеме; 2) наблюдение над художественным текстом; 3) сравнительная (по сходству и различию) характеристика главных героев (на примере нескольких рассказов).

Проблема героя в шукшинских рассказах решается на материале таких произведений, как «Чудик», «Сапожки», «Микроскоп», «Миль пардон, мадам!» и другие.

Так, сюжет рассказа «Чудик» построен на воспроизведении кульминационных, «самых жгучих», долгожданных моментов, когда герою представляется возможность в полной мере проявить свою особенность.

Герой рассказа выделяется из своей среды: «с ним постоянно что-нибудь случалось», он «то и дело влипал в какие-нибудь истории». Это не были общественно значимые поступки или авантюрные приключения. Чудик страдал от мелких происшествий вызванных его собственными оплошностями. Желая «приятное сделать» невзлюбившей его снохе, Чудик разрисовал коляску маленького племянника так, что её стало не узнать». Сноха же, не поняв «народного творчества», расшумелась так, что ему пришлось уехать домой.

Его стремление сделать жизнь добрее наталкивается на непонимание: «Вот где горе—то! И я «не понимаю: зачем они стали злые?»

Таким образом, рассказ строится на приёме антитезы: серому, будничному, внешнему миру противопоставлена чистая, простодушная творческая натура героя.

Шукшинский герой несёт драму в себе, в собственной душе. Он неудовлетворён жизнью, но изменить что-либо в ней не в силах. Именно поэтому недовольство его обращено на самого себя, а не на жизнь: «Да почему же я такой есть-то?…».

В рассказе «расстояние, которое отделяет позицию героя, его миропонимание от объективного закона бытия, от самого смысла жизни вскрывает поступок, который герой совершает в соответствии со своей позицией. Поступки Чудика — свидетельство того, насколько далёк герой от совершенства. «Потому-то он — «чудик». Не чудак, живущий в идеальном мире и далёкий от реальности, а именно чудик — человек из реальности, мучительно ищущий истину бытия» (Н.Л. Лейдерман).

Профессия киномеханика отражает внутреннее стремление героя вырваться из реальности. В прозвище героя выявляется не только его «чудачество», но и желание чуда. Но чудо это несбыточно, как несбыточны мечты героя.

Мучительно смятение героя, однако оно даёт толчок к поискам выхода, к раздумьям, осознанию своего места на земле. Это авторская мысль подчеркивается «светлым» пейзажем, которым заканчивается рассказ.

Основной приём раскрытия характера героя — его речь. Так в диалогах Сергея Духанина с приятелями («Сапожки») звучит насмешка последних над героем. Товарищи не понимают поступок Сергея, считают, что он по глупости выбросил заработанные деньги. («Ты что офонарел?»; «Куда она их наденет-то?…Грязь по колено…»; «Это ж на городскую ножку. Клавкина-то не полезет сроду»; «Сделал глупость…»). Проследив за речью главного героя, можно определить его внутреннее состояние во время разговора с приятелями и по возвращению домой. Пренебрежительные интонации в голосе, «грубая» лексика, используемая им, свидетельствуют о его мрачном настроении, внутреннем беспокойстве; доходящем до бешенства. («Чего базарить-то зря?); «…не могу спокойно на дураков смотреть»; «Если Клавка начнёт косоротиться… пойду и брошу их в колодец»). По-иному звучит диалог Сергея с женой. Подарок становится в семье поводом для праздника, для просветленья душ.

Диалог Сергея с женой помогает увидеть «точки соприкосновения» между героями. Оказывается она, как и он, тоже «чудик». Может быть, именно поэтому на душе у главного героя было хорошо «Улыбнулся сам себе, качнул головой.… Но не подумал так: «Купил сапожки, она ласковая сделалась». Нет, не в сапожках дело, конечно, дело в том, что…»

Раскрыть особенность шукшинского героя помогает и сказовая форма повествования, и, как правило, обрамляющая композиция, и описание природы.

Таким образом, шукшинский рассказ несёт философскую концепцию человека и мира. Писатель умело изображает духовный мир «своего героя» в «своём времени». В этом герое автор обнаруживает острейший внутренний драматизм, герой испытывает «дефицит чувства», страдает от окружающей его бездуховности, он ощущает важность вечных ценностей, пытается найти истину бытия. Но поиски его мучительны и сложны… 


Автор:  Мокшанцева Екатерина, 10 класс
Научный руководитель: Перепелкина Л.П., канд. пед. наук, доцент ПГПУ