Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ПЕНЗЕНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

В начале 20 века в России широкое распространение получило банковское дело. В каждом городе имелся свой банк, иногда и не один. Под их строительство отводились лучшие в городе места, а самим зданиям придавались выразительные архитектурные формы. В Пензе здание для дворянского земельного и крестьянского поземельного банка было решено построить рядом с Соборной площадью. В прошлом это была прекрасная усадьба жены статского советника Озерова — Веры Анатольевны.

Автором проекта этого здания является Петербургский зодчий, выдающийся русский архитектор рубежа XIX-XX веков, Александр Иванович Фон Гоген. Его творчеству принадлежат такие известные сооружения, как особняк балерины Кшесинской в Петербурге, Академия Генерального штаба, музеи Суворова и Октябрьской революции в Москве.

Здание было построено инженером А.Г. Молокиным в 1912 году, хотя первоначально башня была построена в 1910 году харьковским купцом С.Г. Солуном, но в стенах башни тогда были обнаружены трещины, ее пришлось разобрать и сложить заново.

Архитектор, формируя пространство, свободно разместил здание в глубине двора и обеспечил раздельные подходы и подъезды, не нарушая природного ландшафта местности. Строение по форме напоминает особняк. На улицу оно обращено своим фасадом и имеет характерную для стиля модерн объемную композицию.

Центром композиции здания является башня, которую венчает четырехугольный купол. Ей подчиняются другие асимметричные части. Простые по форме они привлекают контрастностью элементов и многоступенчатым ритмом, то выдаваясь вперед, то начиная расти вверх, то неожиданно спадая вниз, но различные ритмические соотношения не нарушают целостности восприятия. Ступенчатая многоплановая композиция фасада была необходима для организации внутреннего пространства. Левая часть здания отводилась под жилые помещения, правая — под служебные кабинеты и залы. Отсюда и разнообразие в высоте здания, расположении окон, их форме и количестве.

От конструктивного решения зависело и эстетическое решение. Тонкий вкус, высокий профессионализм проектировщика и производителя работ прослеживается в декорировке здания. Предпочтение было отдано местным природным строительным материалам — известняку и глине. В отделке также нашли применение гранит, привезенные из Финляндии, кованый металл, изразцы и черепица, покрывавшая до конца 1960-х годов купол и самые высокие объемы строения. Уцелевшую часть черепицы можно увидеть на полубашенке главного фасада. Умелое сочетание материалов придают зданию импозантность. Для выразительности и привлекательности здания в его украшение были введены майоликовое панно, растительные и геометрические орнаменты, в тематике которых преобладают изображения неба, солнца и злаков. Таким образом, художники отразили Пензенский хлебородный край. Также красив и интерьер здания, украшенный лепной отделкой стен, выполненной преподавателем нашего художественного училища К.А. Клодтом.

Октябрьская революция внесла изменения в назначение здания. Здесь размещались советские и партийные учреждения, о чем свидетельствуют мемориальная доска при входе в здание. С 22 февраля 1986 года после реставрации здание обрело своего нового владельца — областную картинную галерею имени К.А. Савицкого, Теперь это оригинальное старинное здание не только памятник архитектуры, но и храм живописи, собравший работы первоклассных мастеров, как российских, так и зарубежных. 


Автор:  Коняев Михаил, 9 класс,
Рожина Виктория, 11 класс
Научный руководитель: Викторова В.И., учитель английского языка