Феномен свободы в отечественной философии последовательно поверяется онтологией мироздания.
Бытие мироздания в отечественной философской традиции определяется следующими характеристиками: 1) мироздание есть и некое сложившееся, ставшее, пришедшее к своему пределу, и некое становящееся, живое, не могущее быть выраженным рационалистическими в своей основе умозрениями; 2) мироздание есть некое и единое и некое множественное в своей основе; 3) мироздание и человек в нем есть творение некоей высшей силы.
Понимая мироздание в указанном качестве, отечественные философы свободу человека видели прежде всего в приятии им и удержании себя как соживущего и сотворящего со всем боговдохновенным — в указанном виде — мирозданием.
Понимая и принимая свою свободу как достигнутое духовным усилием бытие «со всеми и для всех», как бытие созидающее, индивид, с одной стороны, обретает действительное самостояние — свободу. Он не признает себя как низкое, пришедшее к своему пределу и в этом исчерпавшее себя существо преодолевает свою мертвенную духовность. Он творит себя как субстанциональную сущность — избирающую, творящую свою онтологию и в этом потенциально неисчерпаемую. Он, некого не любит и никому не подчиняется. Его свобода есть его бытие как потенциально неисчерпаемое.
С другой стороны, индивид, ища своего единства со всем и вся, находит совершенное в самом себе — способность искать абсолютных ценностей, ценностей, имманентных указанной онтологии мироздания, и в этом единится с собором других существ и обретает возможность стать по-человечески счастливым. Его счастье — как итог искания и обретения указанной свободы — готовы разделить другие разумные существа. Свобода, иначе говоря, для человека есть его соборное — вводящее его в мир иных духовностей бытие.