Осмысление классического художественного текста как выражения «глубинных течений культуры» (М.М. Бахтин) характерно для отечественной философско-литературоведческой традиции.
Нами в качестве главного ориентира осмысления текста как историко-культурной реальности (Н.Я. Данилевский) видится переживание последнего через призму понятия отечественного мировидения и мирочувствования, или, по выражению Г.Д. Гачева, отечественного космо-психо-логоса.
Отечественное мировидение и мирочувствование характеризуется:
1) трактовкой мироздания как живого, становящегося образования;
2) трактовкой мироздания как едино-множественного образования;
3) признанием и приятием во вселенной и человеке абсолютного, личного, принимающего человека начала — бога, жаждой жизни в нем; признанием и приятием как ценности возможности лишь соборным усилием услышать и ответить на вопрошания к себе создателя при полагании неотъемлемой ценности в богоискании отдельной человеческой личности;
4) способностью ко «всемирной отзывчивости» и самостоянию и от них жизнеприятием;
5) исканием цельности в бого- и миропознании (исканием постижения становящейся, «разноосновной» с логико-ценностной точки зрения, боговдохновенной по иррациональному своему основанию вселенной);
6) видением в духовном подвиге спасения человека от себя ущербного и возвращения к себе истинному;
7) исканием цельности своего бытия на земле, космосе и в боге.
Полагаем, художественные интуиции А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др. суть в своей основе глубоко личные отвечания очерченным вопрошаниям отечественной культуры как отдельного живого целого во всемирной истории человечества и в этом открытые и эстетически близкие всякому (не только русскому) человеку. Полагаем, классический текст понимается и переживается читателем тем глубже, чем последним в сознании явственнее удерживается онтология художественных интуиций автора.