Словари — наши неизменные помощники в изучении русского языка. Каждый словарь — неизведанный мир, который можно открывать, изучать, сопоставлять.
«Толковый словарь живого Великорусского языка» В.И. Даля дает толкование лексического значения слов, а словарь Н.М. Шанского исследует исторические нормы того или иного слова. Но, так или иначе, в этих словарях много общего, ведь во времена Даля специализированных этимологических словарей не существовало, и мы встречаем этимологию слова прямо в словарной статье толкового словаря. Темы мы для себя определили — «одежда».
В этимологическом словаре Шанского мы нашли следующее толкование слова «одежда» — от корня «остег» — стегать, шить. В латинском языке есть слово «toga», что означает также «верхняя одежда», «мантия», таким образом, возможно, что это слово имеет латинское происхождение.
В словаре Даля: одежда — «все чем человек одевается», платье, облаченье, окута; кроме шапки, рукавицъ, и обуви». Даль дает также 8 однокоренных слов к слову «одежда», среди которых «одёва», «одежница», «одеженка» и др.
Задача Даля состояла в том, чтобы дать, прежде всего, толкование слова с точки зрения его лексического значения, а Шанский, подтверждая предположение, выраженное в словаре Даля, указывает родственные отношения языков, имеющих общеславянские корни.
В «Толковом словаре живого Великорусского языка» мы находим объяснение слов, давно вышедших из употребления. Например, «панява или панёва» — бабья шерстяная юбка, красная или синяя, клетчатая или полосатая». Именно бабья, т.к. «девки таких юбок не носили, или только просватаныя». Вот так в предмете быта отражены обычаи народа, а закрепляются они в толковании данного слова, через слово к нам приходит представление об обычаях и нравах наших предков.
Сравнительный анализ словарных статей, относящихся к одному и тому же слову, но данных в разных по типу словарях, позволяет получить интересную и необычную картинку. Обращение к словарям, к истории слов, к прошлому родного языка воспитывает в человеке бережное отношение к языку, пробуждает ответственность перед будущим поколением за сохранение богатства и многообразия русского языка, его чистоту и в то же время его открытость к восприятию всего нового, прогрессивного.