В гуманистической личности совокупность освоенных и произведенных ею знаний должна представлять собой целостное знание, в котором гармонично сочетаются все теоретические и обыденные формы знаний без абсолютизации научного. Воспитание такого человека - одна из задач лингвистической гимназии.
Цель исследования - выявить наличие характерных черт образа гимназиста у сегодняшних выпускников, проследить тенденцию формирования мотивов социального поведения, своеобразие притязаний и направленности личности. Для сбора и изучения информации применялись методы социологического исследования - наблюдение, анкетирование, интервьюирование и анализ дневниковых записей прежних поколений выпускников и сегодняшних гимназистов.
Нравственные нормы и приоритеты, определяющие мотивы социального действия, как нельзя лучше отражают содержание облика гимназиста и его жизненных задач:
· сопричастность идеям общности гимназистов - 100%
· психологическая готовность к самоопределению - жизненному, личностному, профессиональному - 98%
· совершенствование культуры общения - 93%
· самореализация в самопознании и творчестве - 78%
Подлинной целью будущего гуманистического общества должна стать личность с ярко выраженной творческой индивидуальностью, способной познать уникальный феномен - разум человека и целостность мироздания. В ходе наших исследований обнаружились характерные черты облика гимназиста достоинство и свобода человека, что определяется не его знатным происхождением, материальным богатством, а знаниями, освоенными и добытыми личностью.
По мнению педагогов, родителей и гимназистов в данной среде обеспечено одинаковое “стартовое” условие жизни для всех. А дальше все зависит от способностей, трудолюбия и потенциальных возможностей человека в процессе его свободного умственного труда и творчества.
Роль личности в создании облика, способного к передаче знаний, ценностей, духовного производства из поколения в поколение признана большинством репрезентативной группы (92%).
При сравнительном анализе обнаружено соответствие реального собирательного образа гимназиста разных выпусков, модели социально-психологического портрета выпускника лингвистической гимназии.