Стержнем ценностного осмысления в мироздании для философа был человек, человек как творящая и всемогущая духовная субстанция; человек как в себе содержащий добро и зло и в этом черпающий право на счастье и горе, в этом обретающий свое живое единство с мирозданием (человек и иное по отношению к мирозданию, и единое с ним); человек как ощущающий свое единство с другими людьми и в этом обретающий свое человеческое счастье; человек как член семьи, как гражданин своей страны (носитель определенной культуры), как "дитя" человеческое и во всем этом "неприкосновенная" данность. Стержнем ценностного осмысления для ученого был человек, абсолютно доверяющий возможностям своего разума и в согласии с ним уверенно преобразующий себя и мироздание.
В воззрениях ученого нашло выражение исторически обусловленное совмещение двух отечественных ценностно-гносеологических традиций: искания живого единства всего и вся (славянофилы и др.) и искания абсолютных ценностей на рациональной основе (Д.И. Писарев и др.). Их творческий (этичный) синтез был намечен в трудах создателей первой (В.В. Зеньковский и др.). В воззрениях В.А. Сухомлинского - в его лице ученых советской школы - достигнуто было лишь их феноменологическое совмещение. Но и оно самим бытием своим стало условием и свидетельством обращенности педагогической аксиологии (советской) к живому единству мироздания и человека с самим собой как разумным существом.