В русской литературе достаточно широко и плодотворно разрабатывалась тема войны. К числу писателей-баталистов принадлежат Л.Н.Толстой, В. Некрасов, В. Астафьев, В. Быков, В. Гроссман.
Среди них необходимо выделить великого русского художника Л.Н. Толстого, новаторство которого заключается в том, что само понятие героизма в его истолковании полностью лишалось привкуса исключительности, избранничества, что он впервые в литературе правдиво показал солдата, война - “противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие”.
Главным трагическим событием XX столетия была для России Великая Отечественная война.
В литературе сложилось два взгляда на изображение войны, которые, на наш взгляд, наиболее контрастно отразились в произведениях Виктора Некрасова “В окопах Сталинграда” и Эммануила Казакевича “Звезда”.
Актуальность исследования определяется обращением к теме Великой Отечественной войны в год 55-летнего юбилея Победы.
Целью нашей работы является рассмотрение традиций русской литературы в изображении войны, сопоставительный анализ содержания и художественной формы.
Исследуя речевые характеристики героев повестей Виктора Некрасова и Эммануила Казакевича, мы отмечаем следующие особенности: Виктор Некрасов изображает войну как смертельно опасный и очень тяжёлый труд солдат и офицеров. Для реализации подобной творческой задачи автор широко использует в речевых характеристиках своих героев такие особенности разговорного стиля, как лексические повторы, сленговые выражения, эмоциональные междометия, вопросительные и восклицательные предложения, перерывы в речи. Мы отмечаем также преобладание простых предложений в диалогах героев.
Попытка Казакевича опоэтизировать войну приводит автора к созданию нехарактерных для разговорной речи словесных украшений, неоправданно усложнённому синтаксису, отсутствию экспрессивной лексики, военного сленга, что делает речевую характеристику героев достаточно унифицированной и расплывчатой.
В работе приводятся примеры речевых характеристик из произведений Некрасова и Казакевича, подтверждающие наличие указанных особенностей.
Таким образом, сопоставительный стилистический анализ произведений подтверждает наличие двух тенденций в изображении Великой Отечественной войны.