Осмысление значения великого творческого наследия не всегда возможно осуществить современникам поэта.
Официальная критика и при жизни и после смерти С.Есенина не щадила его, называя “кулацким”, “типичным лириком-индивидуалистом”, “мистическим певцом старой Руси”. В вину Есенину ставилось “поэтизация хулиганства”, “церковно-мистическая закваска” его поэзии, “мотивы отчаянной безысходности” в ней.
Предметом нашего исследования является произведение Б. Шергина “Есенин”.
Цель работы - рассмотрение проблемы восприятия читателем творчества Есенина на примере произведения Б.Шергина, отражающего народные представления о назначении искусства. Актуальность исследования определяется новизной литературного материала для современного читателя, а также стремлением современных литераторов осмыслить специфику и значение творчества С.Есенина с общечеловеческих позиций.
Материал о личности и творчестве великого поэта подан в рассказе в дискуссионной форме, что отражает противоречивую палитру мнений о нем в 20-30-е годы.
Наличие звучащих в рассказе противоположных точек зрения на творчество Есенина определило и группировку героев произведения по этому признаку.
Первая часть произведения представляет собой воспоминания автора-рассказчика о встрече с Есениным зимой 1921 года.
Вторая часть произведения содержит оппозицию мнений о значении творчества Есенина.
Формальная логика опровергается яркими эмоциями, которые вызваны описанием того, как “дворовая шпана” слушала стихи Есенина, опровергается “вопрошающими, трогательно-детскими интонациями” чтеца, “точно завороженными” слушателями.
Заключительная часть рассказа самая объемная. Автор здесь становится свидетелем своеобразной полемики “некоего литературного человека” с уже известным нам героем Женей по прозвищу Апис.
Финал спора “некоего литературного человека” и Жени переходит в философскую плоскость. Речь мальчика приобретает глубокий афористический смысл, выраженный в ярких метафорах. Женя размышляет над понятием “жалость”.
Рассказ венчает яркий и глубокий образ-метафора, выражающий главный нравственный смысл поэзии Есенина: “Цвет терновника благоухает как роза. Шипы вечно будут жалить неугасимой жалостью. Кто носит в сердце жало любви к тебе, тот ничего не требует от тебя, только бы ты жил без горечи”.