В качестве исходных положений о человеке в русской философско-антропологической традиции были следующие положения.
Человек есть отчетливо выраженное субстанциональное образование(В.Г.Белинский, А.И.Герцен и др.) и он же есть несамодостаточное, ищущее полагания на нечто сверхразумное, сверхприродное, личное, к нему обращенное существо (А.С.Хомяков, А.И.Герцен и др.). Человек есть субстанциональное и соборное, воссобирающее все в себе и вступающее во все существо (Н.Ф. Федоров, В.Соловьев, В.И. Ленин и др.).
Человек есть в той же степени предрасположенное к добру - иррациональному, соборному, всеединому, светло-бесконечному, в какой он склонен ко злу - рациональному, конечно-ставшему, одноединому, безжизненному (Ф.М. Достоевский, Ф.Затворник, В.В. Зеньковский и др.).
Человек есть в той же мере становящееся в своих основаниях, в какой ставшее в своей предрасположенности к самоусовершенствованию по абсолютному идеалу, к воссобиранию всего в единое светло-личное целое существо (Н.Ф. Федоров, В.Г. Белинский и др.).
Человек есть единое, цельное и множественное существо; весь он лишь в разных мирах своих (Ф.М.Достоевский, М.М.Бахтин и др.).
Человек есть иррациональная, не поверяемая абсолютно в своих основах субстанция; субстанция, ищущая рационализации своего бытия как искания абсолютных истин (В.Г.Белинский, В.В.Зеньковский и др.).
Человек есть предчувствующий нравственную (им принимаемую) связь всех реальных и идеальных сущностей вселенной (Ф.М. Достоевский, В.В. Зеньковский, В.И. Ленин и др.).