В современном развитии общества уровень самообразования того или иного индивида играет очень важную роль в его жизни. Различия этого уровня в значительной мере определяют то социальное положение, которое люди занимают в обществе (несмотря на то, что другие способности, проявляемые, например, в спорте и музыке, живописи или танцах, могут в некоторых случаях компенсировать недостатки интеллекта), но чаще обогащают личность. Ответы старшеклассников на вопрос «Каким бы ты хотел быть?», то есть притязания гимназистов, не всегда выше их актуальных самооценок и в среднем по критериям ума, сообразительности и общения уровень притязаний соответствует уровню самооценки. Уровень притязаний по критерию учебный достижений несколько выше их самооценок (так как мотивированы учиться лучше и достичь более высоких успехов).
По результатам социологического исследования «Изучение уровня востребованности самообразования и самовоспитания гимназистами 10-11 классов», в котором приняло участие 323 гимназиста выявило более дифференцированную картину в программе саморазвития каждого гимназиста. В целом результаты позволяют говорить о том, что гимназия создает условия, позволяющие сформировать дифференцированное отношение к себе и своим способностям, с высокой степенью критичности отнестись к своим учебным достижениям и ставить перспективные цели саморазвития в двух основных направлениях — лингвогуманитарном и лингвотехническом.
Человек не то, что он есть. Он таков, каким может стать. По словам Л.С. Выготского «если у человека есть перспектива реализовать свои природные склонности, то у него есть шанс быть счастливым» (Л.С. Выготский «Антология гуманной педагогики» М. 1996 г.).
Главная идея исследования в том, что человек, задумывающийся о своем саморазвитии уже никогда в нем не остановится, а только будет искать условия для оптимальной творческой самореализации:
· выпускник выбирает профессии, укрепляющие его физическое и психологическое здоровье;
· вовлекается в такие формы общения, которые обогащают друг друга;
· ожидает внимания и доброго отношения к себе;
· стремится мыслить нестандартно и оригинально;
· предполагает достичь успеха и престижа в выбранной им сфере деятельности;
· совершенствовать свои умственные силы и способности.
Контекст — анализ данных, полученных в ходе проведения экспресс-теста «Я — в зеркале саморазвития», позволил выявить следующие основные типы мотивов, связанных со школьной жизнью:
· учебно-познавательные мотивы — 28
· практические мотивы — 19
· мотивация успеха — 14
· мотивация общения со сверстниками — 12.
По результатам в гимназии преобладают учебно-познавательные мотивы, связанные с содержанием обучения вообще и конкретных учебных предметов в частности. На втором по степени значимости, представлены практические мотивы, характеризующие ориентацию учащихся на будущее, построение жизненных планов в профессиональной сфере, оценку содержания образования с точки зрения её полезности во взрослой жизни.