В современной жизни многих интересует взаимодействие власти и простого человека. Насколько велика сила власти по отношению к человеку и насколько свободен он в различных политических системах — в России впервые эта проблема была затронута в эпоху Ивана Грозного князем Андреем Курбским.
Выбор темы реферата во многом был обусловлен сходством политической ситуации в России XVI века и сегодняшней. Обе эпохи — переломные в истории Российского государства, они связаны с крупномасштабными преобразованиями в области политического устройства, которые в свою очередь требовали идеологического обоснования. Но во все времена находились люди, имевшие полярные мнения на то, каким должно было быть государственное устройство общества.
В переписке Ивана Грозного с А. Курбским нашли отражение две точки зрения на политическое устройство Российского государства XVI века и на взаимодействие власти и личности.
Предмет исследования — письма Андрея Курбского и царя Иоанна Грозного.
Цели работы заключаются в следующем:
· анализ взглядов Андрея Курбского на суверенитет личности в условиях самодержавия;
· сравнение точек зрения Грозного и Курбского на политическое устройство государства, наиболее преемлемое для России в XVI веке.
В работе над темой были использованы труды русских историков В.О. Ключевского, Н.М. Карамзина, Д.С. Лихачева и др.
60-е годы XVI века в истории России — время опричнины, репрессий, обрушившихся на простых людей и представителей знати. Гонения заставили многих из них покинуть страну. Среди них наместник Иоанна в Юрьеве, член Избранной Рады, участник всех блестящих завоеваний царя, видный военачальник, некогда любимец и друг Иоанна — князь Андрей Курбский.
Несмотря на все его многочисленные заслуги, царь решает казнить Курбского. Спасаясь от гибели, князь бежит из страны и встает под знамена польского короля, врага России. Стремясь оправдать себя в глазах общественного мнения и, прежде всего, в своих собственных, а также изменить взгляды Иоанна на власть, Курбский затевает переписку с царем.
В письмах князь пытается доказать правоту своего поступка тем, что это была вынужденная мера, предпринятая в ответ на несправедливую опалу государя. Он доказывает, что бегство не всегда измена. Если законы несправедливы, если они не защищают жизнь человека, если эта жизнь находится в полной власти монарха и существует угроза этой жизни, то, по мнению Курбского, не является преступлением нарушение закона. «Смерть в бою почетна, а смерть от рук любимого государя по одному только подозрению — несправедлива и бесполезна». Н.М. Карамзин так оценивал поступок князя: «Сей муж злополучный лишил себя выгоды быть правым... Он мог без угрызения совести искать убежища от гонителя, к несчастью, сделал более — пристал к врагам отечества, предал свою честь и душу; советовал , как губить Россию, участвовал в нападении на русские города и села... горе гражданину, который за тирана мстит отечеству!»
Твердому убеждению царя в истинности его беспредельной власти в своих посланиях князь так и не смог противопоставить никаких предложений по введению политических прав. Курбский считал, что власть монарха должна опираться на советы наиболе знатных советников, «чиновников святых и свободных, а не холопей, сиречь невольников», которые слепо выполняют все, даже самые безрассудные приказы царя.
Иоанн Грозный последовательно отстаивает необходимость самодержавия в России. В противном случае бояре, дворяне разворуют богатства и государство рухнет. Награждать, миловать, казнить, объявлять войну, подбирать советников и управлять государством — все эти решения может принимать только один человек — царь. А царем на тот момент мог быть только Иоанн по праву, данному ему богом, и по праву наследования. Так считал Грозный, и всякого, кто в этом сомневался или, по его мнению, посягал на власть, он казнил беспощадно.
Спору Грозного с Курбским по вопросам власти и суверенитета личности не суждено было закончиться. Однако и сегодня эта проблема остается актуальной, когда речь заходит о необходимости выполнения несправедливых законов и о том, что законы обязаны выполнять даже те, кто их создает.
Материалы работы могут быть использованы на уроках истории и граждановедения, а также в ходе реализации общегимназической программы «Лента времени».