Внимание, абсолютное внимание и любовь к дитяти как боговдохновенному существу, пестование его лаской и мудрым участием, следование порывам и чувствам его души, поверение движений сердца и разума ученика началами народной жизни как средоточия его духовного, подлинно человеческого бытия; видение в школе, в свободе ученика и свободе учителя — а их свобода есть свобода Бога и народ и в них все иное чтящих людей — живо-трепетного, «духом» просветленного существа; мудрое предчувствование границ вмешательства человека в дело образования поколений, полагание на саму боговдохновенную жизнь человека, а не на его «мудрствования»; полагание на педагогический опыт как истинно нравственную и действенную форму развития отечественной школы и педагогики; доверение чувству прекрасного в народной среде, поверение им содержания образования в русской школе; радостно-солнечный взгляд на учительский труд, видение в нем подлинного оправдания бытия человека, оправдания его пред всем человечеством, его стремления к счастию — таковы, по Л.Н.Толстому, подлинные основания русской сердцем ищущей высшей правды для своих воспитанников школы.