Пушкин и русская культура суть неразделимые феномены. С постижением первого связано переживание второго, а с ним осознание прошлого, настоящего и будущего России.
Пушкин, по Достоевскому, есть прежде всего явление главной черты народа русского — его «всемирной отзывчивости», его способности «стать братом всех людей». Этой чертой и определяется миссия русского народа — привнести мир и согласие в разделенное человечество.
По Ильину, поэт в качестве главной черты русского народа (русской культуры) явил его великое самостояние — следование своему «преданию» и его способность к живому целостному «созерцанию Бога и дел его». Этой особенностью гения народа и определяется его призвание — явить человечеству пример боговдохновенного бытия и тем воссобрать его в живое единое целое.
Суждения мыслителей не противоречат друг другу. Каждое из них являет русский гений с одной стороны — или со стороны его онтологии (Ильин), или со стороны ценностной ориентации (Достоевский). Вместе они являют и онтологию русской культуры, и её ценностные константы.
В современной отечественной культурологии, социологии, любой другой гуманитарной сфере важно учитывать оба аспекта бытия русской культурно-исторической традиции.