Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» относится к произведениям философской лирики А.С. Пушкина.
Задачей нашей работы было сопоставление взглядов психологов и литературоведов на данное стихотворение. Методы исследования: изучение психологических и литературоведческих источников; сопоставление мнений психологов и литературоведов на указанное стихотворение.
В процессе работы мы опирались на труды психологов С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского , Д.Д. Благого, В.А. Грехнева и других.
Психолог Выготский вслед за Аристотелем обращается к понятию к понятию катарсиса. Катарсис в переводе с греческого означает очищение, которое уподобляется эстетическому удовлетворению, что связано с работой воображения и созданием иллюзии. Выготский считает, что в искусстве «господствует обратный принцип расхода и траты нервной энергии и чем эта трата больше, тем потрясение искусством выше». Художественное наслаждение требует сложнейшей деятельности психики. Исследовав условия, необходимые для этого процесса психолог приходит к выводу об аффективном противоречии взаимо противоположных рядов чувств. Выготский различает «эмоции формы» и «эмоции материала», которые находится в постоянном антагонизме. Таким образом, состояние катарсиса достигается преодолением формой содержания.
Обращаясь к элегии «Брожу ли я вдоль улиц шумных», Выготский стремится проследить в ней действие этого закона катарсиса, акцентируя внимание на борьбе противоположных чувств, так как эта элегия построена на соединении двух крайних противоположностей — жизни и смерти.
Современное литературоведение, и пушкиноведение в частности, использует открытие Выготского в работе над произвдениями А.С. Пушкина.
Д.Д. Благой подтверждает этот закон катарсиса звуковым анализом данного стихотворения. Он видит противоречение на фонетическом уровне в сопоставлении гнетущих звуков У и Ж нежно смягчающих ЛЬ, ЛИ, ЛЮ. Таким образом, в музыке стиха звучат две тональности, но их неслиянность преодолевается и возникает ощущение единства, вобравшено в себя противоположные начала, а чувства и эмоции поэта сливаются со звуками. Эта концовка является «катартическим итогом» (Благой Д.) раздумий Пушкина о неизбежной смерти.
Таким образом, на примере стихотворения А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», мы сопоставили взгляды психологов и литературоведов и обнаружили, что закон катарсиса, открытый психологом Выготским, подтверждается исследованиями литературоведа Благого, хотя они по-разному
приходят к такому результату: психолог — исследуя чувства поэта, а литературовед — анализируя текст на звуковом уровне.