Лирика А. Блока сводится в три книги — "трилогия вочеловечения", в которых прослеживается эволюция лирического героя: "от мгновения слишком яркого света — к отчаянию, проклятиям и ... — к рождению человека "общественного", мужественно глядящего в лицо миру..."(А. Блок). Ранняя лирика поэта воспринимается читательским сознанием как "светлая": лирический герой "не от мира сего" отрешен от действительности. Данному восприятию соответствует мнение В. Орлова. Н. Тихонов полагает, что "первые книги стихов уже таят в себе предчувствие трагического". Попытаемся разрешить это противоречие, опираясь на методику звуко-цветового анализа А.П. Журавлева.
Задачей исследования является: проверка справедливости каждого из приведенных утверждений; определение соотношения звуко-цветового восприятия первой и последней части "трилогии вочеловечения".
Научная новизна исследования заключается в том, что сравнительный анализ с точки зрения звуко-цветового соответствия до этого не проводился.
Рассмотрим лирику А. Блока с точки зрения читательского восприятия (субъективная оценка) и с точки зрения звуко-цветового анализа (достаточно объективная оценка). Данные опроса подтверждают мнение В. Орлова, а звуко-цветовой анализ стихотворений этого периода — точку зрения Н. Тихонова.
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:
Субъективная оценка ранних стихов А. Блока, принадлежащая Н. Тихонову , оказалась ближе к истине. Его понимание не противоречит мнению самого Блока: "Темный я..."(из воспоминаний А. Белого). Так, "свет", "сияние" раннего Блока, воспринятые на лексическом уровне, лишь маскируют черную бездну трагизма, ощущаемую лирическим героем уже в первом томе трилогии.
Переход от "Стихов о Прекрасной Даме" к циклу "На поле Куликовом" был явлением закономерным(эволюция лирического героя), т.к. "темная" тенденция наметилась уже в первой книге трилогии.