Современное общество предъявляет высокие требования к уровню образования, от которого во многом зависит его дальнейшее развитие. Стремление к нововведениям, реализация передовых педагогических идей всегда давали толчок к развитию школы. Именно поэтому их осмысление особенно актуально в наши дни, когда создается новая образовательная модель. Целью исследования является попытка проследить влияние педагогических идей нашего земляка, педагога-новатора В.Х. Хохрякова на современный учебный процесс.
Для решения поставленной задачи были использованы следующие методы исследования:
- изучение педагогических трудов В.Х. Хохрякова;
- изучение краеведческой литературы;
- анализ статистических данных, за последние 5 лет в сфере образования Пензенской области.
Структура работы включает в себя три главы, отражающие различные стороны деятельности В.Х. Хохрякова и реализацию его идей в школах области.
Одним из первых вдохновителей реформ преподавания в Пензенской губернии второй половины прошлого столетия был талантливый педагог Владимир Харлампиевич Хохряков. Он известен как выдающийся организатор дела народного просвещения и изучения истории родного края.
Будучи педагогом-творцом, Хохряков внедрял систему так называемого “ведения” к знаниям. Отвергая зубрежку и бессмысленный перечень фактов, он требовал от учащихся осознания событий, понимания их; учил обращать внимание на суть происходящего.
Таким образом, истоки реформирования пензенской школы уходят во времена В.Х. Хохрякова, который являлся сторонником максимальной активизации учебного процесса.
Главными правилами современной инновационной школы остаются:: организация дискуссий по различным вопросам, проблематизация привычных ходов и отказ от стереотипов. “На сегодняшний день в области работают 30 образовательных учреждений, которые можно назвать инновационными. Среди них 9 гимназий (в Пензе — 6, в Кузнецке — 2, в Никольске — 1), 5 лицеев (в Пензе — 4, в Кузнецке — 1)”. По сведениям областного управления образования, в 1995-96 учебном году в области насчитывалось 238 профильных классов и классов с углубленным изучением предметов, в которых обучалось 6 264 ученика.
Хохряков же стал уделять особое внимание распространению первоначального образования на родном языке. С этой целью Владимир Харлампиевич добился преподавания в учительской семинарии мордовского языка для подготовки учителей для мордовского населения. За опытом подготовки учителей для татарских и чувашских школьников сам директор ездил в Казань и Симбирск.
Сейчас в нашей области более 30 национальных школ.
В.Х. Хохряков стоял у истоков создания кузницы учительских кадров на Пензенской земле. По его инициативе в 1874 году была открыта в Пензе учительская семинария.
“Цель семинарии, — говорил он, — приготовить таких учителей, которые не довольствовались бы приобретенными в семинарии знаниями, а шли бы дальше в своем развитии и могли бы совершенствовать учебное дело”.
Этими заветами руководствуются и сегодня при обучении студентов‑педагогов в Педагогическом университете и пяти педагогических училищах Пензы и области.
За последние 5 лет из стен педагогического университета вышло 2 000 учителей с высшим образованием, и 1 750 учителей со средним специальным образованием подготовили училища области.
Хохрякова по праву можно отнести к числу первых биографов Лермонтова. Владимир Харлампиевич собрал много материала по биографии М.Ю. Лермонтова практически по “живым” следам (познакомившись с П.П. Шан-Гиреем, родственником поэта, и Святославом Раевским, другом поэта), а главное снял копии со всех лермонтовских произведений. Впоследствии большинство автографов оказались утраченными, и публикация этих произведений стала возможна только на основе сделанных копий.
Как председатель ученой архивной комиссии в крае, Хохряков руководил краеведческими изысканиям. За короткий промежуток времени было собрано до 3-х тысяч разных исторических предметов и открыт историко-археологический музей (ныне — краеведческий).
Его перу принадлежат многочисленные статьи и очерки по истории Пензенского края, памятных мест Пензы и ее окрестностей. Давняя мечта В.Х. Хохрякова — краеведа — донести знания о Пензенском крае и его истории до учащихся — в настоящее время осуществляется на уроках исторического и литературного краеведения. Для этого создаются учебники и учебные пособия регионального уровня по разным предметам. Начато издание учебно-методической литературы региональных серий “Росток” и “Малая родина”. Разработан и выпущен в свет первый региональный дневник школьника.
Говоря о многогранной деятельности В.Х. Хохрякова, мы часто произносим слово — “первый”. Первый инспектор народных училищ, при котором были открыты 28 школ и организованы курсы по подготовке учителей для начальных и второклассных школ, первый директор учительской семинарии, первый биограф М.Ю. Лермонтоава, первый председатель ученой архивной комиссии.
В.Х. Хохряков вложил много сил, труда и бескорыстной любви в дело народного образования и изучения истории родного края. Этим самым он заслужил, чтобы имя его знали в городе Пензе, где он жил и трудился более 60 лет и внес значительный вклад в развитие народного образования, отечественной культуры.
Список использованной литературы:
Андронников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки. — 3-е изд. — М., 1969.
Горланов Г.Е. Литературное краеведение в школе. — Саратов, 1988.
Горланов Г.Е. Очерки истории культуры Пензенского края. 1994.
Изучение творчества М.Ю. Лермонтова в вузе в школе: Материалы Всесоюзной научно-методической конференции. — Пенза: Пенз. педагогический институт, 1991. — 132 с.
Инюшкин Н.М. Край Пензенский: Люди и судьбы (Страницы истории от банка “Тарханы”): 4.1. — Пенза, 1996. — 61 с.: ил.
Московкина И.И. — старший методист ИПК и ПРО