Проблема синтеза отечественной и европейской педагогических традиций всегда была актуальна в России. Славянофильская и западническая трактовки ее явились крайними выражениями понимания русским обществом того, каким должно быть отечественное просвещение.
Воззрения арх. Феодора есть попытка найти срединное, отвечающее подлинным интересам отечества решение данной проблемы.
В основании русской культуры, по арх. Феодору, лежат православные ценности. Православие играло определяющую и положительную роль в истории народа до преобразований Петра I. К XYII-XIX векам православная церковь перестала выступать как фактор "живой" истории (идеи православия не поверялись реалиями бытия людей и не наполняли последние своим содержанием).
Западные ценности указанного периода (римо-католические традиции), по мнению философа, с одной стороны, подвигали человека к решению общечеловеческих задач (наука, промышленность и пр.), с другой — уводили его от искания абсолютных истин. Они также не могли стать основанием отечественного просвещения.
Задача поколений XIX века (аспект просвещения), по арх. Феодору, — поверить ценности православия реалиями бытия европейски образованного человека — и тем дать им живительную силу, явить их животворящее начало; задача поколений... — поверить бытие современного человека "Христовой истиной"; задача поколений — явить в просвещении поверенный православной идеей европейский опыт.
Решение указанной задачи возможно, ибо логико-ценностное основание православной и европейской культур, по арх. Феодору, едино (искание абсолютной истины; разными являются лишь предметы постижения).