Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Мать философов. (Екатерина Великая и просветители.)

XVIII век называют веком Просвещения. Идеи Просвещения в той или иной мере разделяли многие монархи XVIII века: прусский король Фридрих, шведский король Густав, австрийский император Иосиф, русская императрица Екатерина. Но даже во Франции, на родине Просвещения, Вольтер, Д'Аламбер, Дидро не могли найти взаимопонимания с королем Людовиком. А с Екатериной Великой просветители установили самые близкие отношения. Этому способствовали два обстоятельства: 1 — благодаря крепостническому режиму, низкой грамотности населения и общей отсталости, Россия представлялась просветителям страной, где реализация их идей должна была принести самые ощутимые результаты;
2 — Екатерина оказалась самой прилежной ученицей, намеревавшейся претворить их идеи в жизнь.

Цели данной работы заключаются в изучении взаимоотношений Екатерины I с российскими и иностранными просветителями, в анализе просветительской деятельности Екатерины Великой.

Екатерина увлеклась идеями просветителей еще будучи Великой княжной, но особенный интерес к ней просветители проявили лишь тогда, когда она стала императрицей.

Она вела с ними оживленную переписку, а просветители создали ей в Западной Европе славу мудрой просвещенной монархини. В XVIII веке престиж монарха был неразрывно связан с престижем его страны, следовательно, прославляя Екатерину, они прославляли Россию.

Связь императрицы с просветителями Франции не ограничивалась только перепиской. Она помогала им материально и встречалась с ними лично (c Дидро, Гриммом.)

Как истинно образованная женщина Екатерина покровительствовала и российским просветителям, но отношения с ними у нее складывались по-разному. Так, великий русский ученый М.В. Ломоносов удостоился от нее больших милостей, а Н.И. Новиков и А.Н. Радищев стали первыми жертвами в борьбе с инакомыслием.

Понимая, что успех любых социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, Екатерина большое внимание уделяла открытию учебных заведений для различных сословий и преобразованию системы воспитания. Главным проводником ее политики стал И.И. Бецкой. Т.о., именно в эпоху Екатерины в России начинает формироваться система образования.

Деятельность императрицы на ниве просвещения так же, как и ее литературное творчество имели конкретную цель — совершенствование человеческой натуры. Ее произведения публиковались в многочисленных журналах, создаваемых по ее указанию.

На исходе своего царствования Екатерина проявила живой интерес к написанию исторических трудов. Она стремилась не только прославить свое правление, но и сделать исторические знания важным элементом просвещения народа. На основании 150 различных рукописей она составила свой главный исторический труд — "Записки, касающиеся Российской империи".

Однако, выдержанные в стиле эпохи, проекты просвещенной монархини по внедрению добродетелей в общество особым успехом не увенчались. Но, несмотря на это, деятельность императрицы способствовала формированию той культурной среды, которая существовала в России вплоть до начала XX века 


Автор:  Филина Надежда, 8А класс