По сложившейся традиции в гимназии центр личностных отношений – человек. Вступая во взаимоотношения с детьми, учитель предлагает себя как партнёра по общению. Это предполагает определенную активность учителя. Желательно, чтобы он создал позитивное впечатление о себе в глазах учеников. Учащиеся ценят в учителе профессионализм и компетентность, открытость и искренность, эмоциональную гибкость, чувство юмора, эрудицию, культуру, интеллигентность общения, внешнюю привлекательность.
Сами гимназисты оценивают способность учителя учитывать интересы учеников как познавательные, так и личностные. Ученик всегда откликнется добрым отношением к учителю, если тот сумел понять его пристрастия, увлечения, интересы, склонности. Собственно, обмен человеческими ценностями составляет сердцевину их общения. Поэтому изучение проблемы ценностей в общении становится весьма актуальной.
Её актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.
Предметом нашего исследования являются ценностные ориентации старшеклассников и педагогов гимназии, а объектом 40 учителей и 40 учащихся гимназии.
Гипотеза нашего исследования состояла в том, что ценностные ориентации педагогов и гимназистов общесоциальны, детерминированы в микросреде, а потому должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. В исследовании принимало участие 80 человек (40 учителей и 40 учащихся 10 классов).
В ходе исследования ценностных ориентаций по методике М.Рокича иерархия выглядит следующим образом:
Терминальные ценности
|
Учителя |
Учащиеся |
1 2 3 4
5
14 15
16 17 18 |
Здоровье (физическое и психическое) Счастливая семейная жизнь Любовь; интересная работа Наличие хороших и верных друзей
Материально обеспеченная жизнь
Творчество Продуктивная жизнь
Общественное признание Активная деятельная жизнь Счастье других |
Здоровье (физическое и психическое) Наличие хороших и верных друзей Любовь Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) Материально обеспеченная жизнь; счастливая семейная жизнь Интересная работа Жизненная мудрость; общественное признание Продуктивная жизнь; развлечения Творчество; красота искусства и природы Счастье других |
Инструментальные ценности
|
Учителя |
Учащиеся |
1 2 3 4 5 14 15 16 17
18 19 |
Воспитанность Образованность Ответственность, честность Чуткость, терпимость Жизнерадостность Исполнительность Широта взглядов Независимость Смелость в отстаивании своего мнения Непримиримость к недостаткам Высокие запросы |
Образованность Независимость Ответственность Самоконтроль Жизнерадостность, твёрдая воля Терпимость Чуткость Рационализм; широта взглядов Непримиримость к недостаткам Высокие запросы
|
Интересный результат получен в установлении корреляционной связи в терминальных ценностях: в данном случае прослеживается различие в выборе ценностей-средств. У учителей преобладают морально-нравственные ценности, а у учащихся ценности сознания: общественные установки, оценки, идеи, нормы, потребности, интересы.
Педагоги, получившие в доверительном интервале высокие оценки по фактору «взаимной симпатии» (любимый учитель), выбирают инструментальную ценность №3(любовь, интересная работа). Они также в меньшей степени ценят общественное признание (терминальная ценность №16). Этот факт можно объяснить, на наш взгляд, их жизненной ориентацией на вечные, духовные ценности, и меньшей значимостью для них внешних атрибутов успеха.
Созданные условия комфорта в гимназической среде благоприятны: 98% учащихся удовлетворены условиями обучения и воспитания, чувствуют поддержку, понимание, идут в школу с радостью. Личностно-ориентированное образование в гимназии даёт эффективные возможности для самореализации ученика, в общении присутствует дух сотрудничества и сотворчества. Творчество уже не считается уделом отдельных личностей, не связывается с их талантом или гениальностью, а признаётся естественной формой проживания человеком своей жизни.
Совершенно справедливо пишет В. А. Сластелин: «Не измученный, усталый и опустошенный, а интересный, духовно богатый, идейно зрелый человек может стать властителем дум и чувств нового поколения» (1990.С. 6)
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, что в гимназии имеет место взаимосвязь ценностных ориентаций учителей и учащихся: чем выше уровень духовного развития и гармоничней целостный процесс саморегулирования деятельности и поведения, эффективного сотрудничества и взаимопомощи.
По экспертной оценке выпускников гимназии и их родителей сближение ценностей педагогов и гимназистов происходит благодаря:
§ правильному формированию представления о будущем результате обучения;
§ выбору приоритетов духовно-нравственных ценностей в воспитательной системе гимназии
§ диалоговой ориентации в общении, принятии другого как себя
§ взаимопониманию
§ постоянному динамичному развитию и сотворчеству
§ содружеству интересов семьи и школы, в «развивающем поле общения»
§ единению в общегимназических проектах и конкурсах, КТД
§ обеспечению атмосферы психологической безопасности со свойственной ей толерантностью и благоприятным психологическим климатом.