Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ГИМНАЗИСТОВ

По сложившейся традиции в гимназии центр личностных отношений – человек. Вступая во взаимоотношения с детьми, учитель предлагает себя как партнёра по общению. Это предполагает определенную активность учителя. Желательно, чтобы он создал позитивное впечатление о себе в глазах учеников. Учащиеся ценят в учителе профессионализм и компетентность, открытость и искренность, эмоциональную гибкость, чувство юмора, эрудицию, культуру, интеллигентность общения, внешнюю привлекательность.

Сами гимназисты оценивают способность учителя учитывать интересы учеников как познавательные, так и личностные. Ученик всегда откликнется добрым отношением к учителю, если тот сумел понять его пристрастия, увлечения, интересы, склонности. Собственно, обмен человеческими ценностями составляет сердцевину их общения. Поэтому изучение проблемы ценностей в общении становится весьма актуальной.

Её актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Предметом нашего исследования являются ценностные ориентации старшеклассников и педагогов гимназии, а объектом 40 учителей и 40 учащихся гимназии.

Гипотеза нашего исследования состояла в том, что ценностные ориентации педагогов и гимназистов общесоциальны, детерминированы в микросреде, а потому должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. В исследовании принимало участие 80 человек (40 учителей и 40 учащихся 10 классов).

В ходе исследования ценностных ориентаций по методике М.Рокича иерархия выглядит следующим образом:

Терминальные ценности

Учителя

Учащиеся

1

2

3

4

5

14

15

16

17

18

Здоровье (физическое и психическое)

Счастливая семейная жизнь

Любовь; интересная работа

Наличие хороших и верных друзей

Материально обеспеченная жизнь

Творчество

Продуктивная жизнь

Общественное признание

Активная деятельная жизнь

Счастье других

Здоровье (физическое и психическое)

Наличие хороших и верных друзей

Любовь

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

Материально обеспеченная жизнь;

счастливая семейная жизнь

Интересная работа

Жизненная мудрость;

общественное признание

Продуктивная жизнь; развлечения

Творчество; красота искусства и природы

Счастье других

Инструментальные ценности

Учителя

Учащиеся

1

2

3

4

5

14

15

16

17

18

19

Воспитанность

Образованность

Ответственность, честность

Чуткость, терпимость

Жизнерадостность

Исполнительность

Широта взглядов

Независимость

Смелость в отстаивании своего мнения

Непримиримость к недостаткам

Высокие запросы

Образованность

Независимость

Ответственность

Самоконтроль

Жизнерадостность, твёрдая воля

Терпимость

Чуткость

Рационализм; широта взглядов

Непримиримость к недостаткам

Высокие запросы

Интересный результат получен в установлении корреляционной связи в терминальных ценностях: в данном случае прослеживается различие в выборе ценностей-средств. У учителей преобладают морально-нравственные ценности, а у учащихся ценности сознания: общественные установки, оценки, идеи, нормы, потребности, интересы.

Педагоги, получившие в доверительном интервале высокие оценки по фактору «взаимной симпатии» (любимый учитель), выбирают инструментальную ценность №3(любовь, интересная работа). Они также в меньшей степени ценят общественное признание (терминальная ценность №16). Этот факт можно объяснить, на наш взгляд, их жизненной ориентацией на вечные, духовные ценности, и меньшей значимостью для них внешних атрибутов успеха.

Созданные условия комфорта в гимназической среде благоприятны: 98% учащихся удовлетворены условиями обучения и воспитания, чувствуют поддержку, понимание, идут в школу с радостью. Личностно-ориентированное образование в гимназии даёт эффективные возможности для самореализации ученика, в общении присутствует дух сотрудничества и сотворчества. Творчество уже не считается уделом отдельных личностей, не связывается с их талантом или гениальностью, а признаётся естественной формой проживания человеком своей жизни.

Совершенно справедливо пишет В. А. Сластелин: «Не измученный, усталый и опустошенный, а интересный, духовно богатый, идейно зрелый человек может стать властителем дум и чувств нового поколения» (1990.С. 6)

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, что в гимназии имеет место взаимосвязь ценностных ориентаций учителей и учащихся: чем выше уровень духовного развития и гармоничней целостный процесс саморегулирования деятельности и поведения, эффективного сотрудничества и взаимопомощи.

По экспертной оценке выпускников гимназии и их родителей сближение ценностей педагогов и гимназистов происходит благодаря:

§ правильному формированию представления о будущем результате обучения;

§ выбору приоритетов духовно-нравственных ценностей в воспитательной системе гимназии

§ диалоговой ориентации в общении, принятии другого как себя

§ взаимопониманию

§ постоянному динамичному развитию и сотворчеству

§ содружеству интересов семьи и школы, в «развивающем поле общения»

§ единению в общегимназических проектах и конкурсах, КТД

§ обеспечению атмосферы психологической безопасности со свойственной ей толерантностью и благоприятным психологическим климатом. 


Автор:  Игошина А., 9Б класс
Руководитель - Иноземцева Н.Б.