Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ДЕРЕВЕНСКАЯ АТЛАНТИДА

Проблема исчезновения села, как населенного пункта Пензенской области, бесспорно актуальна и в наше время, так как именно сейчас остро стоит вопрос о возрождении села в РФ. В своей работе мы опирались на материалы Государственного архива Пензенской области (Материалы ГАПО, фонд 34, опись 2, дело 10-12), краеведческого музея Маратовской средней школы Башмаковского района (хранитель музея Надежда Лазаревна Епихина), статьи Зинаиды Захаровны Остроуховой в газете Башмаковский вестник за 2002 г, интервью с Елизаветой Ивановной Буковой, а также мы опирались на рассказы и воспоминания старожилов села.

Мы выяснили, что название села происходит от архаичного русского слова «починок» - место, расчищенное от леса под пашню или выселок (небольшой новый поселок). Среди местных жителей бытуют две легенды о зарождении села. По обеим версиям основателями села Починки являются переселенцы из соседних сёл. По первой версии - из села Сентяпино насильственно переселяли крепостных графа Уварова за долги и вольные мысли, по второй - из села Студенки люди переселялись добровольно.

Первое официальное упоминание о селе Починки встречается в «Списках населенных мест Российской империи» (от 1864 года). Запись гласит, что деревня Починки была расположена по Тамбовскому тракту от города Чембар, а город Чембар вошел в состав Пензенской губернии до 1797 года. Следовательно, можно считать, что село Починки существовало ещё до начала 19 века.

В начале прошлого века село Починки было очень большое, делилось на несколько улиц, и было там огромное количество родников. Поэтому селу можно дать еще одно название – Родники. В оврагах, появившихся здесь более трёх веков назад, люди обнаружили богатейшие запасы чистейшей родниковой воды. Жители сделали срубы. Колодцы рыли глубокие до 12 метров глубиной, на дне залегал пласт красного камня, отчего у воды был прекрасный вкус. Было таких родников около 20.

Дома строили деревянные, теплые. Стены в доме обмазывали глиной, затем белым мелом. Полы не красили, их натирали специальными тёрками. Это был огромный труд. Сараи же строили из камня, а голубую глину использовали лишь для изготовления горшков и поделок.

Почти в каждом доме был ткацкий станок. Нити были из конопли, которую сеяли сами, а затем ткали. Ткань отбеливали на солнце, потом мочили и снова отбеливали. Была целая технология её обработки. Из полученного полотна шили себе одежду.

Нам удалось узнать, что жили в Починках и зажиточные люди. Купец Массагетов имел бакалейную лавку, большой деревянный дом, каменную кладовую, крытую железом, имел землю. И было у него прозвище «пижак», потому что в отличие от сельских мужиков, он ходил в пиджаке.

Купец Маршуков имел лавку с «красными товарами» и винокурню. У Васяткина была ветряная мельница, а своему зятю он поставил мельницу с двигателем. Все имущество у них было изъято в годы коллективизации. Дом Массагетова передали под избу – читальню.

Как известно историю села делают люди. Богата талантами и починковская земля. В починках родилась известная московская писательница Любовь Михайловна Юнина.

Починки были родиной и для Андрея Степановича Шендяпина, кандидата технических наук, старшего научного сотрудника, действительного члена Международной академии информатизации. И многих других, чьи имена оставили след в истории земли пензенской, в истории села Починки: это Букова Елизавета Ивановна, которая 28 лет проработала руководителем Починковского сельсовета. Она имеет награды за многолетний добросовестный труд: медаль «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в ВОВ». Это и Остроухова Зинаида Захаровна, по крупицам собравшая все материалы для школьного музея.

Итак, изучив факты истории села починки Башмаковского района, я пришла к выводу, что причиной угасания жизни села Починки явилась реорганизация (укрупнение) колхозов, проведенная в 1957 году.

Практическое значение нашего исследования состоит в том, что материалы собранные нами уже сегодня используются в музее Маратовской средней школы. Так же они могут быть использованы на занятиях кружка «Краеведение», классных часах в нашей гимназии, что будет способствовать воспитанию интереса и уважения к истории своего края.  


Автор:  Сафрыгина Анастасия, 11ЛГ
Руководитель - Комарова О.В.