Наше исследование посвящено востребованному в настоящее время жанру рецензии. Слово «рецензия» латинского происхождения («recensio») и в переводе означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо». Можно сказать, что рецензия – это литературно-художественный жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. [А.А. Тертычный Жанры периодической печати М.: Аспект Пресс,2000с.287]. Рецензию относят к аналитическому жанру.
Целью нашей работы является анализ жанровых и языковых особенностей рецензии.
Объект исследования – это рецензия в современной прессе.
Предмет исследования – жанрово-языковые особенности. В своей работе мы опирались на труды ученых Тертычного, Тепляшиной и др. Материалом для исследования послужили пензенские издания: газеты «Пензенская правда», «Улица Московская», «Доброе утро», «Пензенские вести» и др., в числе авторов, которые обращаются к этому жанру: Вайцевой из редакции газеты «Пензенские вести»; Венгеровой из «Доброго утра»; Красновой из «Новой газеты – мир людей» и др.
В качестве гипотезы выдвинуто следующее положение: в современной прессе основными считаются мини-рецензии, отличающиеся преобладающим количеством эпитетов, по сравнению с другими выразительными средствами.
Научная новизна исследования состоит в выявлении жанрово-языковых особенностей рецензии в пензенских изданиях.
Публикуемые в периодической печати рецензии могут быть объединены в определенные типологические группы по тем или иным основаниям.
1.По объему рецензии можно разделить на два типа: большие (гранд-рецензии) и малнькие (мини-рецензии).
Большая, развернутая рецензия характерна прежде всего для специализированных изданий.
Мини-рецензии распространены в настоящее время гораздо шире, чем развернутые. Это подтверждают и полученные нами данные. Объемом обычно до полутора машинописных страниц, такая рецензия может быть отнесена и в разряд информационных жанров, если содержание ее представляет собой всего лишь краткое извещение автором читателя о своих впечатлениях от увиденного фильма или прочитанной книги и не содержит обоснования их (этих впечатлений), анализа различных аспектов предмета отображения.
Если же мини-рецензия представляет собой сжатый, насыщенный, аргументированный анализ того или иного произведения, то ее следует отнести к аналитическим жанрам.
2. По числу анализируемых произведений выделяют монорецензии и полирецензии. В первой рецензии анализируется одно произведение. В полирецензиях же приводится разбор двух и более произведений.
3. По теме рецензии делят на: литературные., театральные, кинорецензии и т.д.
В нашем исследовании мы обратимся к театральным рецензиям. Типичным представителем данного жанра является рецензия на спектакль «Моцарт – счастливый и несчастный», опубликованная в «Новой биржевой газете», журналистом Александрой Манушаровой.
На наш взгляд, эта рецензия призвана пригласить зрителей на этот спектакль, т.к. достаточно ярко описывает его, дает полное представление о нем. В основе композиции любой рецензии тезис и сопровождающие его аргументы. Рассматриваемая рецензия не является исключением.
Основная мысль, которую высказывает автор, выражена в следующих строках: «Перед авторами пьесы стояла трудная задача: не уподобиться подлой толпе, а попытаться разгадать тайну жизни и смерти гения Моцарта, постичь то, что возносит этих людей к вершинам, как существуют они, одаренные богом, в одном мире с нами.».
Обосновывая выдвинутую мысль, автор обращает внимание на то, что спектакль не укладывается в обычные рамки («сюжета в классическом понимании нет» замечает автор). Значительная часть публикации посвящена анализу игры актеров: Сергея Казакова в роли Моцарта, Евгения Бакалова в роли Сальери; журналист обращает внимание на достоверность и убедительность женских образов спектакля, говоря об игре Татьяны Карпекиной, Татьяны Городецкой и Альбины Смеловой.
Выразительные средства появляются прямо с первых строк рецензии: «Wolfgang» и есть то самое шампанское, искрящееся и будоражащее» (перед нами сравнение). В описании самого действия присутствуют метафоры, эпитеты и гиперболы (буйство красок и чувств, веселые картинки, полная скорби сцена смерти, накал страстей, чудо-ребенок, вечный ребенок, пронзительно беззащитный, беспощадно решительный, бесшабашное жизнелюбие; холодная, рациональная фигура).
Динамичность сюжета достигается перечислением людских эмоций: любовь, ненависть, зависть, ревность, горечь обид. Даже последнее действие описывается красочно: «царица ночи уводит Моцарта в мир иной».
А оценка спектакля рецензентом поразит своей выразительностью любого человека: «Спектакль поражает своей нарочитой театральностью, великолепием костюмов (художник А. Климов), органичностью пластических этюдов (Е. Каралашвили), переносящих зрителя в мир оперных примадонн и певцов кастратов…».
Эта рецензия, без сомнения, очень богата выразительными средствами и это бесспорно самое главное ее достоинство.
Итак, в результате нашего исследования, мы выявили что авторами используются различные выразительные средства, такие как эпитеты (дремавшая мысль, голая сцена, трогательная и ранимая героиня), метафоры («Зрители на премьере реагировали живо и вместе с тем легко проглотили «наживку» - мудрость и горечь ибсеновского сочинения и режиссерского замысла»), синекдоха («А актеры – публика благородная и требовательная одновременно.»), олицетворения (живой зал), гиперболы (игра актеров необыкновенно впечатляет), перефразы (препарировать себя) и сравнения («божьи одуванчики, ждущие своего последнего ветерка).
Таким образом, анализ исследуемого материала показал, в настоящее время происходит трансформация жанра рецензии в прессе. Сегодняшние рецензии все чаще напоминают комментарии, аннотации.
Но в тоже время, рецензенты при грамотной информационной политике все еще способны создавать качественные рецензии.