Юного читателя всегда привлекали произведения о школе, в которых писатели поднимали проблемы, близкие подросткам.
Одной из таких писательниц является Екатерина Вадимовна Мурашова, лауреат премии «Заветная мечта» за роман «Гвардия тревоги» (2008 г.).
Мы отметили тот факт, что книга вызвала неподдельный интерес у читающей публики, как взрослой, так и детской.
Основная цель работы – выявить особенности художественного решения темы детской школьной организации в романе Е.В. Мурашовой «Гвардия тревоги».
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы:
– историко-культурологический;
– сравнительно-сопоставительный.
В первой главе мы рассматривали произведения о детских школьных организациях в литературе XX века.
Яркой иллюстрацией таковых произведений служит повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», созданная в 1940 году и впервые напечатанная в газете «Пионерская правда».
Повесть стала «жизнестроительной», породив целое направление в деятельности пионерской организации – тимуровское движение, когда дети и подростки находят применение своим способностям и силам, помогая старшим, часто беспомощным людям, с гордостью осознавая свою полезность.
Литературный герой Тимур стал олицетворением человека будущего.
(отрывок из фильма «Тимур и его команда»)
В современной литературе вышло произведение, которое вызывает ассоциации с гайдаровской повестью. Это роман Екатерины Мурашовой «Гвардия тревоги», главные герои которого напоминают тимуровцев. Кто же они на самом деле, мы попытались разобраться в своем исследовании.
Сюжет романа концентрируется вокруг троих новичков – Таи Коровиной, Димы Дмитриевского и Тимофея Игнатьева, переведённых в новую школу и попадающих в очень необычный класс. Настолько необычный, что руководство школы даже сомневается, надо ли в него кого-нибудь переводить.
Впечатления от знакомства с одноклассниками у всех разные. Таю изумляет то, что никто не обзывал её «толстой коровой». Тимку устраивает то, что никто не глазеет на его фингал и прочие повреждения. А Дима в недоумении: «Неужели петербуржцы в самом деле настолько не похожи на москвичей?!» Мальчик обратил внимание на то, что все в классе носили одинаковые значки – небольшой чёрно-красный ромбик, на котором выведены две серебряные латинские буквы А и G, переплетенные между собой. Однако все трое новичков сходятся в одном — одноклассники СТРАННЫЕ.
Чем ближе новички сходятся с одноклассниками, тем больше ребят мучает вопрос: кто же они, эти «тревожные гвардейцы», которые передвигаются так стремительно и появляются все разом, как только возникает критическая ситуация? Какая тайна их связывает?
Аларм-гвардейцы в мгновение ока оказываются там, где нужна помощь: снимают с верхушки тополя запутавшуюся ворону, помогают вытащить из колодца девочку-наркоманку, бившуюся в припадке, потому что врачи «скорой» не хотели туда спускаться, мастерят для больного первоклассника Эмиля мягкую игрушку, рассказывающую сказку про оловянного солдатика, а затем находят возможный путь поместить этого мальчика, живущего с семьёй в Петербурге без прописки, в больницу на операцию.
Главное для Екатерины Мурашовой не вскрытие «механизмов…превращения» подростков в аларм-гвардейцев. Школьники на страницах романа предстают перед читателями уже «готовыми» «гвардейцами тревоги». Для писательницы важно другое – показать механизм формирования сознания подростка в этой организации, во главе которой стоит свой «Тимур» – компьютерный гений Роберт Луговой, благодаря изобретательности которого «аларм-гвардейцы» представляют собой как бы единый организм. Берт создал программу «компьютер плюс человек», позволяющую преодолеть границу между компьютером и человеческим мозгом.
Программа формирует сознание подростков, которые остаются аларм-гвардейцами до 20 лет, потом уходят в обычную жизнь с этим сознанием. Этот вывод ярко иллюстрируют такие персонажи произведения, как Ася Новицкая и её друг Вадим, которые, покинув ряды гвардии тревоги, продолжают дорожить и гордиться этой организацией. Одна зарабатывает деньги для неизлечимо больного лидера, танцуя в ресторане, другой – участвуя в боях без правил.
Сам Берт тоже был аларм-гвардейцем и при этом глубоким инвалидом. Уходя из жизни, он оставил своё изобретение в безвозмездное пользование любимой организации.
В образах подростков, входящих в ряды Гвардии Тревоги, писательница показывает механизм одного из путей формирования сознания человека – вмешательство современных технологий. Другой путь воплощён в образах «новичков» 8 «А» класса.
Душевные метания главных героев произведения приводят их к осмыслению этих «сложных механизмов в себе и в других», и все трое – каждый преодолев свои колебания и сомнения, – делают свой выбор: вступают в ряды Гвардии Тревоги.
Тая Коровина — маленькая, пухленькая, как булочка, девочка-отличница, приехавшая с мамой из Сибири. Упорная по характеру, но комплексующая и из-за имени, и из-за фамилии, и из-за внешности, и даже из-за отличной успеваемости.
Дима — математически одарённый мальчик, у которого папа — профессор, доктор математических наук.
Тимка — двоечник по прозвищу Сатирик, в сине-белом «зенитовском» шарфе, с алюминиевой серёжкой в ухе, в «рэперских» штанах с пятнами, с фингалом под правым глазом. Дома у него мама, разговаривающая со всеми жалобно и просяще, папаша, который каждый день приходит «на рогах», и старший братец Борька, от которого одни неприятности.
Аларм-гвардейцами становятся подростки из разной социальной среды, но их объединяет присущее каждому чувство сострадания, сердечности и доброты.
Каждый из них по-своему одинок, испытывает «дефицит чувств». Скучает по Сибири, по прежней школе, «по подружкам своим» и, самое главное, по отцу, умершему от инфаркта, Тая Коровина. Страдает от недостающей родительской любви слишком рано повзрослевший дитя улицы Тимка Игнатьев, вначале собиравший банки от кока-колы и сдававший их на вторсырьё, а сейчас торгующий наркотиками. Тяжело переживает семейную драму Дима Дмитриевский. «Побег» матери к другому, «который побогаче и от мира сего» и «честное деление детей поровну» изменило внутреннее состояние мальчика.
Общество, в которое вливаются в финале главные герои, основано на принципах коллективизма, добра, взаимопомощи. Именно это привлекает Таю, Тимку и Диму в ряды Гвардии тревоги. Более того, последний предпочитает Россию солнечной Калифорнии и начинает возглавлять организацию.
Таким образом, судьба этих персонажей показывает другой путь формирования сознания подростков – под воздействием внешней окружающей среды. Герои делают свой выбор самостоятельно. Но и это вызывает у автора тревогу, потому что нарушены естественные психические процессы человека.
В процессе анализа романа Екатерины Мурашовой нами были отмечены проявленные в нём гайдаровские традиции и новаторские черты, делающие роман оригинальным.
Основу действий, поступков героев гайдаровской повести составляет детская игра.
У героев Гайдара «игра в команды» становилась гражданской позицией, школой мужества.
И если тимуровская организация идеологическая, то гвардия тревоги таковой не является, она «ближе к законам природы, чем миру социума и его идей…
Таким образом, поступки и действия аларм-гвардейцев – это не игра, а образ жизни.
Оба произведения отличает повышенный интерес писателей к детской психологии, а именно к процессу формирования сознания подростков.
Так, в повести военной поры сознание подростка формируется в коллективе, где действует принцип «цепной реакции». Итог – осознание школьниками своей причастности к общему делу.
В современном романе – тоже в коллективе, но где воздействие на человеческий мозг осуществляется посредством компьютера. В итоге – «зомбированные» подростки, готовые к самопожертвованию и самоотречению.
Гайдар окружает действия тимуровцев таинственностью. Заставляя своих героев оказывать помощь скрытно, он тем самым подчёркивает их стремление к абсолютно бескорыстному труду.
«Не афишируют» свои добрые дела и гвардейцы тревоги, потому что для них главное не что они думают и что делают, а что чувствуют.
Во главе тимуровской организации и Гвардии Тревоги стоит лидер, человек сильный, яркий, талантливый, обладающий непререкаемым авторитетом у членов организации. Именно таким является и Тимур Гараев, и Роберт Луговой. Однако стоит заметить разницу в создании образа лидера организации обоими писателями: тимуровцами руководитподросток, ровесник тех, кто в эту организацию входит, и формирование сознания которого происходит одновременно с другими детьми; аларм-гвардейцами – управляет взрослый человек, сознание которого уже сформировано и который целенаправленно идёт к достижению своей цели. Когда цель достигнута и преемник найден – наступает исход: смерть является для него «в каком-то смысле избавлением от непрерывной боли – физической и душевной».
Отличительной особенностью произведения Мурашовой является использование в нём приёма фантастики, которая проявляется в осмыслении самой идеи формирования человеческого сознания: у человека возникает желание изменить сознание другого, и основным средством реализации этого желания становится компьютерная «промывка мозгов», в основе которой – шифр, которым можно запустить программу.
Итак, в процессе работы над поставленной проблемой мы пришли к следующим выводам, которые вы можете увидеть на слайде.
Перспектива работы нам видится в анализе иных аспектов произведений на школьную тематику, созданных современными русскими и зарубежными писателями.